Краткая биография: Владимир Наумович Наумов родился в Ленинграде. Кинорежиссёр.
Окончил режиссёрский факультет ВГИКа (1952, мастерская Игоря Савченко).
Был ассистентом режиссёра на фильмах Савченко «Третий удар» и «Тарас Шевченко».
После скоропостижной смерти Савченко вместе с А. А. Аловым завершил его картину «Тарас Шевченко». С этой работы и началось многолетнее и плодотворное творческое сотрудничество Алова и Наумова.
С 1957 года - режиссёр киностудии «Мосфильм».
С 1987 года - руководитель киностудии «Союз» (киноконцерн «Мосфильм»).
С 1980 года - руководитель мастерской ВГИКа, с 1986 года - профессор. Ведет мастерскую режиссуры игрового кино во Всероссийском институте переподготовки и повышения квалификации работников кинематографии Госкино России (ВИППК).
С 1976 года - секретарь правления Союза кинематографистов СССР.
Первый президент Национальной академии кинематографических наук и искусств (с 2002), член Европейской киноакадемии, секретарь Союза кинематографистов России, генеральный директор компании «Союз Навона» (с 1987), член правления киноконцерна «Мосфильм».
Почётный член Российской академии художеств.
Темой первых фильмов Алова и Наумова стала революционная романтика («Тревожная молодость», «Павел Корчагин», «Ветер»). Одним из лучших фильмов сопостановщиков стала лента «Мир входящему» о последних днях Великой Отечественной войны. В этом фильме им удалось глубоко раскрыть психологию героев через переплетение героического и бытового, проявить высокое мастерство в использование выразительных средств киноязыка.
В 1966 году режиссёры обратились к Достоевскому, экранизировав его «Скверный анекдот» (в главной роли блестяще выступил Е.А. Евстигнеев). Фильм вызвал резкую критику официальных властей и был положен на полку. Теме Гражданской войны, крушения жизненных устоев в России посвящен фильм Алова и Наумова «Бег» (по М.А. Булгакову). Существенным моментом картины становится широкий исторический фон, события недавней истории, несмотря на соцреалистические рамки, переосмысляются. Алову и Наумову удалось передать реальную трагедию людей, переживших лихое время революционных перемен.Интересной была работа и над фильмом «Легенда о Тиле», свидетельствовавшая о широте интересов режиссёров, которые попытались дать известной притче современное толкование.
Фильм «Тегеран-43» посвящён проблеме ответственности перед временем.
После смерти Алова Наумов продолжал работать, поставив самостоятельно ряд фильмов («Выбор», «Закон», «Десять лет без права переписки», «Белый праздник»).
В 2001 году выпустил фильм о постсоветском времени «Часы без стрелок».
Умер в Москве.
|