Краткая биография: Василевский Радомир Борисович родился в Челябинске. Советский и украинский кинооператор, кинорежиссёр, актёр.
в 1954 г. окончил операторский факультет Всесоюзного Государственного института кинематографии, мастерскую профессора В.И.Волчека. Его дипломная работа - короткометражные фильмы "Повесть о детской игрушке" и "Ильменский заповедник" вышли на экран, а "Ильменский заповедник" был отмечен призом на Международном фестивале студенческих работ.
Сразу же после института Василевский Р.Б. был приглашен на киностудию "Молдовафильм", где снял первый молдавский художественный фильм "Молдавские напевы" (реж. А.Золотницкий).
С 1955 г. Василевский Р.Б. работал кинооператором-постановщиком Одесской киностудии.
В 1964 г. Василевский Р.Б. дебютировал в качестве режиссера-постановщика.
Василевский Р.Б. перешел в режиссуру ради детского кинематографа и вот уже более четверти века снимает фильмы о детях и для детей. По существу, все эти годы он работал с прекрасным ленинградским писателем Радием Погодиным, Лауреатом Государственной премии России и Международной премии Г.-Х.Андерсена.
Практически все их совместные работы отмечены Призами и наградами на республиканских, Всесоюзных и Международных кинофестивалях ("Шаг с крыши" - на МКФ в Италии, а "Что у Сеньки было" - на МКФ в Западном Берлине - приз ЮНИСЭФ) за актерские работы 5-, 7-, 9-летних актеров, за режиссуру, за изобразительное мастерство, за комбинированные съемки, за музыку...
Вот что писал критик Н.Грашин в своей корреспонденции из Рима:
"Большой успех имел фильм советского режиссера Радомира Василевского "Шаг с крыши", решающий проблему воспитания героического в человеке. Демонстрация фильма несколько раз прерывалась аплодисментами, а главному исполнителю, 9-летнему Мите Николаеву была присуждена. Первая премия за лучшее исполнение мужской роли..."
А вот отзывы прессы о фильме "4:0 в пользу Танечки":
"Один из лидеров многотысячного ребячьего обсуждения в нынешнем году стал фильм Одесской киностудии "4:0 в пользу Танечки". Дети картину запомнили, и не просто запомнили, но выделили из репертуарного потока... Зрительские отклики говорят о попадании картины в некий эпицентр ребячьих дефицитов... В нехитром построении фильма и во всей его атмосфере есть прямо-таки щедрые ломти того "хлеба насущного", которого ждут от экрана наши ребята...
В Одесском фильме угадана авторами и другая огромная проблема своего рода - "беспризорность сегодняшних детей"... За последние годы известно несколько подростковых потрясений от общения с учителем - героем экрана. Это встреча с Учителем-отцом Пашей Антоновым в исполнении В.Приемыхова в фильме Д.Асановой "Пацаны", и вот общение с нашей Танечкой-мамой в исполнении Н.Флоренской в фильме М.Дымова и Р.Василевского".
Всем фильмам Р.Василевского присущи доброта, лиризм, правдивость, мягкий юмор, любовь и уважение к детям, жизнерадостность и жизнеутверждение. Картины Р.Василевского не похожи одна на другую. Он - художник, до педантизма придирчивый к себе и другим. Он постоянно экспериментирует, ищет, жадно и охотно учится. Поэтому дети любят и охотно, по много раз, смотрят его картины. Взрослые - тоже. Любовь Р.Василевского к детскому кинематографу - разделенная любовь.
Награды Р.Б.Василевского: Орден Трудового Красного Знамени, Орден "Знак Почета", Почетное звание "Заслуженный Деятель Искусств Украины", Почетная Грамота Верховного Совета Белоруссии.
Похоронен на Котляковском кладбище.
|