Краткая биография: Отар Иоселиани родился в Тбилиси. Сценарист, режиссер, актер, оператор, монтажер, продюсер.
Учился на математическом факультете МГУ по специальности астрономия. Окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская А.П. Довженко).
С 1956 по 1961 год работал ассистентом режиссера и монтажером на киностудии «Грузия-фильм» в Тбилиси, а также режиссером на Тбилисской студии хроникально-документальных фильмов. Затем стал режиссером и сценаристом этой же киностудии и снял художественный фильм «Апрель» о жизни молодой семьи. Режиссер планировал представить ленту во ВГИКе в качестве дипломной работы, но студия охарактеризовала ее как «творчески несостоятельную», защита не состоялась, фильм ограничился ограниченным прокатом в Грузинской ССР.
Известность пришла к Иоселиани с выходом драмы «Листопад» в 1966 году, сюжет которой повествовал о выступлении сотрудника винодельческого завода против нарушений, которые происходят с согласия руководства предприятия. Ленту запретили показывать в Грузии, но в 1968-м фильм получил приз Международной федерации кинопрессы на Каннском фестивале и премии им. Жоржа Садуля Фонда культуры Франции.
Следующий фильм, «Жил певчий дрозд» (1970), два года не выходил из-за претензий властей к личности главного героя, а картина «Пастораль» (1976) затрагивал нехарактерные для советского кино темы, среди которых были противоречия между крестьянами и творческой интеллигенцией. Иоселиани рассказывал, что в Госкино ему пообещали: больше он «не будет снимать кино».
В 1982 г. году эмигрировал во Францию.
В свое время для советской интеллигенции Отар Иоселиани был воплощением благородного кавказского духа свободы. Что же такое миг свободы на экране для Иоселиани, достойного ученика А. Довженко? Он может промелькнуть в реальном, секундном исчислении, может растянуться получасовым кружением двух персонажей, которые действуют параллельно, сами не сталкиваются, но круг общения, пейзаж, словом, весь мир для обоих одинаков, потому что это - мир Отара Иоселиани, в котором он черпает свое вдохновение, который отражает и его слабости. Такой профессионал, как Отар Иоселиани, не может не заметить, что порой изысканность монтажной фразы становится самоцелью, а бесконечные финалы удлиняют фильм, но опять думаешь, что есть наш мир - он прекраснее, когда в любом клошаре видишь не грязные лохмотья, а поэтическую душу, а что касается множества финалов - то разве наша жизнь конечна и разве можно в ней просто так - взять и поставить точку, жизнь ведь бесконечна. В каждом фильме Отар Иоселиани верен себе, своим любимым персонажам, знакам - они переходят из фильма в фильм, как любимые милые сердцу и памяти символы. Подобные вещички есть у каждого из нас. Просто у нас они в сундуке или на стене, а Отар их органично вплетает в ткань каждого своего фильма.
Отару Иоселиани в 1979 году присвоили звание заслуженного деятеля искусств Грузинской ССР, спустя пять лет - народного артиста республики.
В 1995-м он получил главный приз Берлинской академии, в 1996-м - специальный приз Венецианского международного кинофестиваля за лучшую режиссуру, спустя два года был удостоен государственной премии Грузии имени Шота Руставели, а в 1999 году - Золотой медали Французской академии.
В 2006 году он получил орден Почетного легиона Франции.
Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1979).
Народный артист Грузии (1984).
|