Краткая биография: Юнона Ильинична Карева, актриса. Театралы вспоминают, как когда-то ходили "на Кареву" в Казанский академический русский большой драматический театр им. Качалова. Как очаровывались ее игрой, любовались красотой. И заслушивались неподражаемым голосом, который звучал невероятно широким диапазоном и легко доходил до галерки. Признаться, я немало удивилась, услышав и сегодня, по прошествии многих лет, этот совершенно неизменившийся завораживающий низкий тембр.
Но на мой вопрос, какая чаша весов перевешивает - с актерской деятельностью или педагогической - заслуженная артистка Татарстана, заслуженный деятель искусств республики (представленная на звание "Заслуженный деятель искусств России") Юнона Карева, не задумываясь, ответила: "Несомненно, вторая".
1 марта исполнилось 30 лет с того дня, как Юнона Ильинична стала преподавать в Казанском театральном училище мастерство актера. "В учениках - смысл моей жизни", - говорит юбилярша. И ее бывшие "сорванцы" понимают это - съехались поздравить любимую "училку" со всех уголков не только России, но и из других стран.
Долгие годы Юнона Карева совмещала работу в театре и в училище. Но случилось так, что в 1992 году ее карьера актрисы внезапно оборвалась.
Молодая харьковчанка пришла в Качаловский по распределению - сразу после окончания в 1955 году в Москве Щепкинского училища. И через 37 лет ей пришлось написать заявление "по собственному желанию". Она, никогда не участвовавшая в актерских интригах, до сих пор не понимает, что же тогда произошло.
- Этот вопрос и сегодня остается для меня больным, - признается Юнона Ильинична. - Со мной просто не продлили договор, сообщив, что с 1 сентября в театре больше не работаю. Я даже не спросила - почему, не хотела разбираться, выяснять отношения. Меня мгновенно атаковали журналисты, просили об интервью. А я всем отвечала одно: "Пусть пройдет сорок дней". Это как раз выпадало на 18 ноября - мой праздник, день прихода в театр.
Ежедневно занятия в училище начинаются с упражнения, которое называется "зачин" (то есть подготовка к рабочему, творческому состоянию) - студенты показывают общие этюды, придуманные накануне. И когда после увольнения я появилась в учебном классе, ребята выключили свет, зажгли свечи, подняли меня на руки. Потом мальчики по очереди стали танцевать со мной вальс. А в конце пристегнули на платье значок с цифрой 37. Как я разрыдалась после этого "зачина"! На следующий день подарила всем по томику Цветаевой, написав на последних страничках такие слова: "Неси свой крест и веруй!.."
Тогда в Качаловском собирались отметить юбилей Каревой - она отказалась. И отпраздновала его со своими любимыми учениками и ученицами в Израиле, куда была приглашена одной из них - Еленой Сахановой, покоряющей своим искусством Тель-Авив.
Вообще, Юнона Ильинична рассказывает о себе мало. Все больше о них - "гадких утятах", выросших в прекрасных лебедей. Сергей Говорухин (сын Юноны Каревой и Станислава Говорухина) уже много лет уговаривает мать переехать к нему в Москву. Тем более что внуки - десятилетний Станислав и двухлетний Ванечка - скучают по бабуле. К тому же в первопрестольной Каревой предлагают интересную работу. Но она в прошлом году опять-таки набрала новый курс (девятый по счету), хотя клятвенно обещала родным не делать этого. И все уверены - доведет ребят до выпускного.
- Но я же умру без моего училища! - восклицает Юнона Ильинична. И в очередной раз сыплет слова бесконечной благодарности в адрес директора Казанского театрального училища (светлая ему память) Арнольда Шапиро и директора Татарской государственной филармонии Марата Тазетдинова, которые 30 лет назад убедили ее взяться за преподавательскую работу...
По собственной воле оторвать от себя талантливого ученика, отправить его учиться в Москву, да еще помочь в этом - на такое решится далеко не каждый педагог. Но Юнона Карева и Вадим Кешнер (с 1977 года они вместе ведут одноименный курс) решились, когда поняли, что у Чулпан Хаматовой (известнейшей нынче актрисы) Божий дар. Девушка проучилась в Казанском театральном немногим больше года.
- Чулпан - это фантастика! Она - маленькая бандитка, которая сегодня ездит на машине, а до этого гоняла по всей Москве на роликах - не признает метро, - у Юноны Каревой заблестели глаза, когда она заговорила о своей любимой ученице. - Недавно я со старшим внуком и бывшим учеником Геннадием Семеновым была в театре "Современник" на спектакле "Три товарища". И видела, как зал, стоя, аплодировал Чулпан. После спектакля она подбежала к нам и всю гору цветов - подарок зрителей - вручила мне. Тогда Гена разрыл букет, откопал в нем несколько роз и вернул ей со словами: "Хоть их-то ты можешь забрать? Это от нас с Юноной Ильиничной".
На днях Чулпан всего на два дня приезжала в Казань - болела ее мама. Но в училище все равно забежала. Ребята подготовили для нее красивую композицию и подарили огромного белого медведя.
В столь одаренной актрисе (работает одновременно в четырех театрах, снялась в фильмах "Страна глухих", "Время танцора", "Лунный папа". - И.Д.) совершенно отсутствует звездность. Когда я ее спросила: "Чего ты больше всего хочешь?" - она ответила: "Выспаться". Знаете, ее мама каждый день звонит в Москву, чтобы разбудить дочь, поскольку этого не может сделать ни один будильник...
Вадим Кешнер (ныне народный артист России и Татарстана, почетный академик Российской академии гуманитарных наук) познакомился с Юноной Каревой в 1956 году. В это время она уже была актрисой Качаловского театра, а он еще не поступил в театральную студию. С первого дня они подружились. И, как признается Вадим Валентинович, разлучить их может только смерть.
Они сыграли вместе в огромном количестве спектаклей. Были возлюбленными, к примеру в "Жарком лете в Берлине", родственниками - в "Обыкновенной истории". Даже Белоснежкой и Гномом.
Неразлучны они и сегодня - и не только в училище. Почти тридцать один год на сценах страны с неизменным успехом идет спектакль "Жизнь для вечности" - история любви в письмах Петра Ильича Чайковского и Надежды Филаретовны фон Мекк, изначально поставленная на базе филармонии Натаном Рахлиным и Вадимом Остропольским.
- Если бы не было Юноны, то не появилась бы эта постановка и не было бы в ней меня, - рассказывает Вадим Кешнер. - Началось все с тогдашнего директора нашей филармонии Михаила Григорьевича Первина, который дал почитать Юноне переписку и предложил подыскать себе партнера. А потом она меня так закрутила... В общем, проделала со мной то же самое, что и фон Мекк с Чайковским.
Мы очень добрые друзья - даже наши супруги нас не ревнуют. Что только ни говорили в городе о наших якобы любовных отношениях! Но собака лает - ветер носит. Ближе, чем Юнона, друга у меня нет. Она придет на помощь, даже если ее не позовешь. Вообще-то она поддержит любого попавшего в беду. Эдакий доктор Айболит в юбке. А еще студенты называют ее казанской матерью, поскольку не понаслышке знают - Юнона отдаст последнее, если кто-то окажется в затруднительном положении. Приютит, накормит, оденет.
Я восхищаюсь мужеством Юноны. В Чечне во время съемок фильма "Прокляты и забыты" Сергей был тяжело ранен, в результате чего потерял ногу. Дальше - девять операций под общим наркозом. Представьте, что это для матери...
Кешнер считает Кареву не просто хорошим педагогом, а выдающимся. По его мнению, секрет этого кроется в любви к ученикам, в колоссальных знаниях и долгой практике. На основе учения Станиславского и других корифеев она выработала свою систему преподавания, которую постоянно совершенствует.
- Мы исповедуем одну школу. И смотрим в одном направлении, как два "сообщающихся сосуда", одинаково понимающие и чувствующие, - продолжает Вадим Валентинович. - Главный козырь Юноны? Она огромный специалист по Чехову. Многие профессиональные актеры не могут постичь Антона Павловича, сыграть его. А у нас каждый курс проходит через постановку его произведений. Бывшие ученики пишут: "Если бы не было Чехова, не знаем, как бы сложилась наша судьба..."
В заключение беседы мэтр произнес: "Я молю только об одном: чтобы Бог даровал ей долгую жизнь".
|