Краткая биография: Кэрол Рид, английский режиссер. Родился в Лондоне. Любовь к театру заставила Рида бросить занятия сельским хозяйством, к которым его готовили родители, и пойти в актеры. В 1924 он дебютировал на лондонской сцене, инсценировал детективы, а с начала 30-х годов стал работать в кино, получив первую постановку в 1935. Снимая скромные малобюджетные картины, Рид выработал неброский реалистический стиль, во могом предвосхитивший послевоенный неореализм.
Его экранизация романа А. Кронина «Звезды смотрят вниз» (The Stars Look Down, 1939) является прямой предшественницей фильмов 50-х годов на «рабочую тему». Много сделав в пропаганде и документалистике в годы войны, Рид снял свои лучшие фильмы в послевоенное десятилетие.
«Выбывший из игры» (Odd Man Out, 1947) — драма преследования. Стилистика во многом напоминает французский довоенный «поэтический реализм». Явная близость художественных интуиций Рида к метафизике Грэма Грина выразилась в том, что в следующих двух фильмах литературной основой является творчество писателя (рассказ и оригинальный сценарий).
«Поверженный идол» (The Fallen Idol, 1948), увиденная глазами ребенка драма классического треугольника взрослых людей, — свидетельствует о трагической усложненности человеческих отношений по сравнению с «естественной простотой» детства.
«Третий человек» (The Third Man, 1949) — хрестоматийный образец субъективного поэтического кинематографа.
Умение создать настроение, внимание к выразительным деталям, искусное сюжетосложение проявились и в других фильмах Рида, например, в «Человеке посредине» (The Man Between, 1953), во многом близком «Третьему человеку» и сюжетно обыгрывающем ситуацию разделенного Берлина, однако они не поднимались до уровня послевоенной «трилогии».
Последний крупный успех ожидал его в 1968, когда вышла экранная версия мюзикла «Оливер!» (Oliver!, премия «Оскар» за фильм и режиссуру).
|