Краткая биография: Джеймс Айвори родился в Беркли (Калифорния, США). Учился на художника-декоратора в Орегоне, изучал режиссуру в университете Южной Калифорнии. Снимал документальные фильмы.
В 1960 Азиатское общество заказало ему фильм об Индии, после съемок которого он остался в этой экзотической стране на несколько лет. Там сформировалось творческое содружество Айвори с индийским продюсером Исмаилом Мерчантом и писательницей Рут Правер Джабвала. Вместе они создали несколько комедий, основанных на несообразностях, возникающих в результате столкновения европейской и азиатской культур, наиболее известный из них «Господин Шекспир» (Shakespeare Wallah, 1965), история романа индийского плейбоя и английской актрисы из гастролирующей труппы.
В более обобщенной аллегорической форме тема столкновения культур проявилась в «Дикарях» (1972). На протяжении последующих лет индийская тема снова несколько раз всплывала в работах режиссера, таких как «Автобиография принцессы» (Autobiography Of A Princess, 1975); «Шумиха вокруг картин Джорджи и Бонни» (Hullabaloo Over Georgie And Bonnie's Pictures, 1978); «Жара и пыль» (Heat And Dust, 1983), однако, начиная с экранизаций романов Г. Джеймса «Европейцы» (The Europeans, 1979) и «Бостонцы» (The Bostonians, 1984) имя Айвори ассоциируется прежде всего с ностальгическим, тонко визуально выверенным воспроизведением культурной среды и скрытых в ее глубине социальных конфликтов традиционного западного общества в самом начале его заката на грани 19-20 веков.
Особый успех выпал на серию экранизаций романов английского писателя Э. Форстера «Комната с видом» (A Room With A View, 1986, премии «Оскар» за сценарий, оформление и костюмы), «Морис» (Maurice, 1987, Золотой лев на МКФ в Венеции), «Поместье «Говардз Энд» (Howards End, 1992). Продолжает эту тему, но уже на материале 30-х годов фильм «На закате дня» (The Remains Of The Day, 1993), где классический английский дворецкий (Э. Хопкинс), погруженный в свою социальную функцию, пропускает мимо себя целую жизнь. Неожиданный скачок в другую эпоху, в конец 19 века, совершается в фильме «Джефферсон в Париже» (Jefferson In Paris, 1995), однако и здесь внимание режиссера привлекает влияние на людей резких общественных перемен (слуга-негр, получив желанную свободу, только губит собственную жизнь).
|