Краткая биография: Хуан Антонио Бардем, испанский режиссер и сценарист. Инженер по образованию, в 1946 году поступил в киноотдел министерства сельского хозяйства. Год спустя перешел в Испанский институт исследований и практики киноискусства. Не получив диплома об окончании, занимается кинокритикой и пишет несколько сценариев вместе с товарищем по институту Луисом Берлангой. В 1948 они выпускают документальный фильм «Прогулка по старинной войне». Их содружество помогло созданию игровых лент «Эта счастливая пара» (1951) и «Жених на виду» (1953), но поворотным моментом в судьбе обоих и в истории испанского кино становится выход картины «Добро пожаловать, мистер Маршалл» (1952; премия МКФ в Канне, 1953). В 1953 году Бардем снимает по своему же сценарию первый самостоятельный фильм «Комедианты».
С самых первых шагов в кино Бардем проявил интерес к жизни рядовых людей, изображаемых с сочувствием и любовью. В своих главных работах («Смерть велосипедиста», 1955 ; «Главная улица», 1956; «Месть», 1957) он рассматривает одинокий и замкнутый мир среднего испанца и осмеливается находить источник человеческих страданий в ущербности общества и лицемерии его институтов. Острота социальной критики франкистского режима делает Бардема одним из самых уважаемых в стране диссидентов, но обращает на него гнев властей. Выйдя из заключения, режиссер вынужден вести войну с цензурой из-за фильма «Месть», создает собственную компанию и помогает Л. Бунюэлю осуществить замысел «Виридианы».
В 60-е годы вынужден отказаться от актуальной проблематики и выпускает ряд развлекательных картин. Новый этап творчества Бардема связан с послефранкистской Испанией, в условиях которой он возвращается к проблеме фашизма и сопротивления («Мост», «Конец недели» , 1976, главная премия поровну на МКФ в Москве, 1977; «Семь дней в январе», 1979, главный приз поровну на МКФ в Москве; «Предупреждение», 1982).
|