Краткая биография: Георгий Петрович Банников, родился в Астрахане, актер. Заслуженный артист РСФСР (1968). Окончил актерские курсы при театре имени Евг.Вахтангова (1950, мастерская А.Орочко), филологический факультет Волжского университета (1953, курс журналистики).
С 1950 — актер Астраханского ТЮЗа, с 1956 — драматического театра имени С.М.Кирова, в 1957—1960 — актер номерного города (Москва, Центр—300), в 1960—1968 — Смоленского драматического театра. С 1968 — актер Саратовского драматического театра имени К.Маркса, с 1981 — главный режиссер Саратовского Театра оперетты.
Пятьдесят лет служит театру Георгий Петрович Банников, заслуженный артист России, заслуженный деятель искусств России, лауреат различных премий, Почетный гражданин города Энгельса. А начиналось все в 1951 году в Астрахани, в ТЮЗе, куда, после окончания училища им. Б. Щукина и Волжского университета в той же Астрахани, пришел молодой заведующий литературно-педагогической частью и актер. ТЮЗ – прекрасная школа для молодого дарования, особенно в те идеологически сложные времена, когда из всех положений и цензурных рогаток выходили постановкой классической драматургии.
Вот так и получилось, что в начале своей творческой карьеры Георгий Банников сыграл наряду со сказочными персонажами почти всех романтических героев У. Шекспира. При всем желании нельзя было получить лучшей школы.
Из театра в театр, из города в город, от одной интересной работы к другой двигался молодой актер. В Смоленске в театре драмы – это было в начале 60-х годов – ему доверили в спектакле “Денис Давыдов” по пьесе В. Соловьева главную роль гусара и поэта, национального героя и народного любимца. Банников подошел к этой работе с присущей ему ответственностью: прочитал много литературы о времени и о самом Давыдове, изучал его внешность, привычки, манеру одеваться. Роль удалась. Театр был приглашен в Москву и играл этот спектакль на сцене Кремлевского дворца съездов. Было волнение, и был успех. И было еще письмо от праправнучки Дениса Давыдова, которая присутствовала на спектакле и отметила большое внутреннее и внешнее сходство актера и его героя, а также прислала в знак признательности и уважения кусочек от гусарского ментика народного героя.
Не довольствуясь своими театральными работами, Георгий Банников создает эстрадную программу по произведениям М. Горького и получает за нее звание лауреата. Может быть, это и было первым шагом к смене театрального жанра?
Впрочем, до действительной перемены было еще далеко. Еще была успешная работа в Саратовском театре драмы, где актерская пара – Георгий Банников и Римма Белякова – играли главные роли в замечательных спектаклях. Особенно запомнился саратовцам Красавец-мужчина из одноименного спектакля по пьесе А. Н. Островского, которого Георгий Петрович сыграл более 180 раз. Через год после приезда в Саратов Банникова пригласили преподавать мастерство актера в Саратовское театральное училище им. И. Слонова. Его педагогическая карьера и стала причиной коренной перемены в его жизни. Один из его курсов будущих драматических артистов был настолько “поющим”, что мастер решил поставить с ним в качестве дипломного не драматический, а музыкальный спектакль.
Это был “Севастопольский вальс” К. Листова. Он-то и стал поводом к назначению Георгия Петровича Банникова в 1981 году главным режиссером Саратовского театра оперетты.
С тех пор прошло еще двадцать лет, и ныне актеры оперетты отмечают, что в подходе к работе над ролью они исповедуют драматический принцип, то есть не только поют и танцуют со всей прилежностью, требующейся в спектаклях их жанра, но и стараются найти глубину образа персонажа, мотивировку поступков своих сценических героев и вскрыть логику действия, развивающегося в данный момент на сцене. Неудивительно, что на гастролях в других городах и зрители, и критика, и собратья по цеху в спектаклях Саратовского театра оперетты наряду с его профессиональным мастерством отмечали мощное драматическое начало, сообщавшее особую привлекательность их выступлениям.
Надо ли говорить, что на сцене театра оперетты с приходом Георгия Банникова вскоре появился Денис Давыдов из одноименной героической музыкальной комедии А. Мдивани и запел прекрасным голосом Валерия Мироненко! Так странно и удивительно история и жизнь прошивают наши судьбы.
37 лет Георгия Петровича сопровождает по жизни жена Римма Ивановна Белякова, заслуженная артистка России, профессор театрального факультета Саратовской консерватории. Их сын Денис Банников живет и работает в Москве. Он известный телережиссер и в настоящее время работает на ОРТ, где вместе с Д. Дибровым и многими другими делает передачу “Ночная смена”. А сам Георгий Петрович по-прежнему возглавляет Саратовский театр оперетты, который, благодаря его за огромный труд по становлению особого внутреннего духа коллектива, от всей души желает ему здоровья и долголетия. А мы, отмечая большой творческий вклад юбиляра в развитие театрального искусства Саратова, с удовольствием присоединяемся к этим пожеланиям.
|