Краткая биография: Первая работа Марии Сагайдак в кино - роль испанской девушки Ампаро в фильме Эмиля Лотяну "Это мгновение". Мария покорила строгих членов художественного совета киностудии "Молдова-филм" уже с кинопроб. Ничего особенного в этом пробном эпизоде кандидатка в актрисы как будто не делала - просто играла в футбол на пляже, в паре с другим дебютантом - Мирчей Войническу-Соцки, но двигалась она удивительно пластично, искренне и заразительно смеялась, казалось, даже не замечая камеры. А ведь именно боязнь съемочной камеры, скованность перед ней чаще всего губят дебютантов.
Актриса с такой же храбростью вела себя перед камерой, с какой, очевидно, глядела в глаза строгих экзаменаторов, когда сдавала кандидатские экзамены. В то время она была аспиранткой Киевкого института математики и кибернетики.
Экзамен на право сниматься в фильме "Это мгновение" она выдержала с честью. Предстоял год трудной работы (роль Ампаро - главная в этой ленте), и в фильме Мария должна была говорить только по-испански и, конечно же, нужно было освоить азы актерской профессии. Ее педагогом и наставником на съемочной площадке был сам Лотяну, уже имевший опыт работы с актрисой-непрофессионалом на съемках "Красных полян", где он открыл юное дарование - Светлану Тома.
Когда на одной из встреч со зрителями режиссера как-то спросили, почему он и на этот раз предпочел дать ответственную роль Ампаро непрофессиональной актрисе, Лотяну с улыбкой заметил:
- В Сагайдак я увидел личность, а личность для меня важнее всего. Актрисой же она будет неплохой, поверьте.
И актрисой в самом высоком смысле этого слова Мария стала. С первых же сцен картины "Трамвай" и "Кафе" Сагайдак ведет роль Ампаро мягко и лирично, добиваясь полной естественности в действиях своей героини. Тем более что ее партнером в этих сценах был такой замечательный актер, как Михай Волонтир.
Михай и Мария чувства своих героев постарались передать, главным образом, изобразительными средствами через взгляды, едва уловимые жесты. Сцены получились поэтичными, наполненные лирическими настроениями. В этом большая заслуга и юной дебютантки, сумевшей своим обаянием покорить зрителя.
Особенно удалась, на наш взгляд, сцена прощания влюбленных. В самое трудное для Испании время, когда кровопролитные бои шли уже в Каталонии, Михай (Лотяну передал персонажу фильма имя актера Волонтира), имевший право как вольнонаемный летчик покинуть Испанию, не мог оставить эту страну, пока здесь Ампаро, его Ампаро... - Мы больше не будем расставаться, - сказал Михай, нежно прижав к себе девушку. - Даже когда одного из нас не будет. Я не знаю, что будет завтра, не знаю даже, существует ли оно, это завтра. Не знаю, было ли вчера. Есть только одно большое сегодня, в которое вмещается вся наша жизнь... Эта ночь - продолжение моего сегодня. И поэтому эта ночь станет днем и ты станешь утром, моим утром и моей женой.
Какой надо было быть Ампаро, чтобы заслужить такие слова! И Мария стала такой Ампаро. Волонтир, игравший роль Михая Адама, вспоминал позднее, что рядом с Сагайдак ему работалось очень легко. Даже там, где юной дебютантке не хватало профессионализма, выручали искренность и обаяние. Ее Ампаро как бы светилась изнутри, и от этого образы испанской девушки и летчика из далекой Бессарабии становились еще одухотвореннее.
Во время одной из встреч со зрителями, после показа фильма "Это мгновение" в селе Бардар, кто-то из присутствовавших в зале усомнился в том, что Сагайдак - математик. Он прямо из зала подкинул актрисе довольно сложное математическое уравнение. Мария ответила немедленно и вполне исчерпывающе, заслужив бурю рукоплесканий всего зала.
Популярность, завоеванная Марией в этой ее первой роли, была огромной. Георге Водэ тут же пригласил ее на главную роль - учительницы Виорики Врабие в свою картину "Один перед любовью", которую он снимал по сценарию А.Бусуйка. Однако участие в этой картине мало что дало для творческого роста актрисы. Драматургия сценария была слишком вялой и расплывчатой. Мария снималась здесь в паре с братом Мирчи - Виктором Соцки-Войническу. Два молодых педагога элегантно и красиво смотрелись на фоне столь же красивых пейзажей, но там, где нет настоящей драматургии, актерам, как правило, делать нечего, кроме как демонстрировать свои прекрасные внешние данные.
Две другие эпизодические роли, сыгранные Марией в фильмах "Офицер запаса" и "Лэутары", тоже можно считать проходными в ее творческой биографии. Но это не значит, что актриса снизила свой творческий потенциал. Она оставалась в блестящей форме, что еще раз подтвердило ее участие в одной из главных ролей - Джанины в фильме "Земля, до востребования", где одним из ее партнеров по роли был наш молдавский актер Григоре Григориу.
Мария впервые играла на "чужой" студии, у другого режиссера, но, по признанию самого Вениамина Дормана, режиссера этой ленты, "акклиматизировалась" она в новом коллективе довольно быстро. Этому способствовало то, что другими ее партнерами были такие великолепные актеры, как два Олега - Жаков и Стриженов.
Выступая однажды по молдавскому телевидению, Мария рассказывала, что Жаков, как отец, опекал ее на съемочной площадке. Благодаря такой творческой поддержке она имела возможность с большей отдачей работать над ролью Джанины.
Вообще, в этой ленте, рассказывающей о работе советских разведчиков за рубежом, женских образом очень мало, а лирический, пожалуй, один - Джанина. Поэтому вся лирическая линия держится в основном на ней. И Мария с этой сложной задачей справилась успешно. Когда молдавские кинодокументалисты снимали цветную полнометражную картину "Молдавские эскизы", одной из героинь новеллы "Три Марии" наряду с Марией Биешу и Марией Кодряну, стала Мария Сагайдак. Авторы этой ленты М.Гаспас и М.Израилев довольно полно раскрыли черты научной и творческой биографии Марии Сагайдак. Несмотря на занятость Марии научно-педагогической деятельностью, режиссеры различных киностудий не давали покоя доктору физико-математических наук, доценту Кишиневского госуниверситета, приглашая ее на съемки того или иного фильма. В семидесятые годы она снялась в детективе Василе Брескану "Все улики против него", сыграв роль невесты колхозного шофера - Катинки, чей ложно обвиненный в автоаварии жених был арестован прямо на собственной свадьбе, совсем как в романе А.Дюма "Граф Монте-Кристо".
В борьбе за справедливость Катинка доходит до самого высокого милицейского начальства, пока на скамье подсудимых не оказывается настоящий преступник.
Как редактору этой ленты, мне довелось наблюдать работу Марии на съемочной площадке, восхищаться ее мастерством. В другой ленте, которую я редактировал, "Марк Твен против..." Мария играла роль стенографистки великого писателя - Пирль. Роль Твена исполнял Олег Табаков. Впоследствии, приехав в Молдавию, где ему был присвоен титул "Доктор гонорис кауза" Международной академии экономического права и аудиовизуальных искусств, Табаков с большой нежностью вспоминал о работе над фильмом в паре с Марией-Пирль.
Мне посчастливилось, что в моем сценарии "Случай на фестивале" в одной из главных ролей - руководителя ансамбля болгарского народного танца Илиевой снялась Мария Сагайдак.
Вскоре на киностудии "Мосфильм" она снимается в картине чилийского режиссера Себастьяна Аларконе "Ночь над Чили", а потом опять работа в Молдавии, на этот раз на телевидении в фильме своего первого учителя - Эмиля Лотяну "Лучафэрул".
И еще один маленький штришок в биографии Марии. Впервые в истории журнала "Советский экран" на его обложке был напечатан портрет доктора физико-математических наук, доцента Марии Сагайдак.
Сейчас Мария почти не снимается, занимаясь воспитанием подрастающего поколения наших математиков. И в то же время она всегда остается творческой личностью - просто Марией, которую знают и любят миллионы.
|