Краткая биография: Спайк Ли, американский режиссер, сценарист и актер. Настоящее имя Шелдон Джексон (он еще в школе выбрал себе псевдоним Спайк — то есть «Шип»).
Несомненный лидер афро-американской кинокультуры 80-90-х годов. Критики называют его «черным Вуди Алленом» — и за внешнее сходство (если не обращать внимания на цвет кожи, они действительно похожи) и за одержимость одной темой. Только Ли интересуют отношения не между еврееями и неевреями, а между неграми и белыми, причем он в своих фильмах гораздо конкретней и злободневней интеллектуала Аллена.
После окончания Нью-Йоркского университета Ли всего за 12 дней снял на 16-мм пленке фильм «Ей это нужно позарез» (1986) об амурных похождениях негритянки из Бруклина, одного из объектов которой сыграл он сам.
Начав с комедий, Спайк Ли перешел к более жесткому кино, показав в картине «Делай как надо» (1989) взрыв насилия, который прорвал назревший нарыв взаимной вражды между белыми и черными. Пытаясь дойти до самых корней исторической вражды, Ли опирается на то, что «секс и расизм идут рука об руку» — Ку-клукс-клан появился в целях защиты белых леди-южанок от негров. Фильм «Лихорадка в джунглях» (1991) он посвятил памяти черного юноши, которого убили, заподозрив в том, что он пришел на свидание к итальянке.
Много шуму наделала его биографическая лента «Малкольм Икс» (1992), за которую исполнитель заглавной роли Дензел Вашингтон получил приз МКФ в Берлине-93 и номинацию на «Оскар». Прославление экстремистски настроенного лидера «черных мусульман» напугало американскую общественность, и режиссера обвинили в расизме и антисемитизме.
Однако в дальнейшем фильмы Спайка Ли «Круклин» (1994), «Торговцы наркотой» (1995 ) стали гораздо умиротвореннее. И даже посвященная «Маршу миллиона черных мужчин», инициированному мусульманским лидером Фарраханом, картина «Садись в этот автобус» (1996), далека от агрессивного напора «Малкольма Икс».
|