Краткая биография: Збигнев Цибульский родился в деревне Княже в Покутье (современная Ивано-Франковская область Украины). Учился в торговой академии и Высшей школе журналистики. В 1953 окончил Высшую театральную школу в Кракове. Дебютировал в театре "Выбжеже" в Гданьске. Основал вместе с Б. Кобелей студенческий театр "Бим-Бом" (был художественным руководителем) и "Театр разговоров", ставил пьесы Ионеско, Кокто, Дюрренматта, Сартра. В 1961 переехал в Варшаву, где работал в театре "Атенеум". В кино дебютировал эпизодической ролью Костека в фильме А. Вайды "Поколение" (Pokolenie, 1955). Наиболее значительной работой в кино, принесшей Цибульскому ни с чем не сравнимую популярность в Польше и за ее пределами, была трагическая роль Мацека Хелмицкого в ленте Вайды "Пепел и алмаз" (Popiol i diament, 1958), которая сделала его символом поколения, вышедшего из войны "с горечью поражения на устах". В этом амплуа нового воплощения традиционного романтического героя, который проигрывает, но остается победителем, польский кинематограф продолжал эксплуатировать актера и в дальнейшем.
Cреди важнейших ролей: Венцек в "Кресте за отвагу" (Krzyz walecznych) К. Куца и Сташек в "Поезде"/"Загадочном пассажире" (Night Train) Е. Кавалеровича - обе 1959, Яцек в фильме "До свиданья, до завтра" (Do widzenia do jutra) Я. Моргенштерна (Цибульский также соавтор сценария, во многом для него автобиографического) и Эдмунд в "Невинных чародеях" (Niewinni Czarodzieje) А. Вайды - обе 1960, Збышек в новелле Вайды в "Любви в 20 лет" (L`amour a vingt ans) и Виктор в картине "Как быть любимой" (Jak byc kochana) - обе 1962. Пытаясь преодолеть это амплуа, в последующие годы актер снимался в жанровых фильмах: комедиях, детективах, костюмных мелодрамах, приключенческих лентах - "Преступник и девушка""Девушка из банка" (Zbrodniarz i Panna) и "Их будни"/"История одной ссоры" (Ich dzien powszedni, 1963), "Джузеппе в Варшаве"/"Итальянец в Варшаве" (Giuseppe w Warszawie) и "Рукопись, найденная в Сарагосе" (Rekopis znaleziony w Saragossie) (1964), "Полный вперед" (Cala naprzod), "Йовита" (Yovita) и "Преступник оставляет след" (Morderca zostawia slad, 1966). В последние годы жизни работал над сценарием для собственного режиссерского дебюта по повести Т. Конвицкого "Современный сонник", поставил ряд спектаклей на сцене театров "Атенеум" и Театра Польского в Щецине. В 1968 Вайда снял картину "Все на продажу", навеянную жизнью и трагической смертью Цибульского. Через год вышел документальный фильм "Збышек" Я. Лясковского, посвященный памяти актера. Тогда же была учреждена премия имени Цибульского, вручаемая лучшим исполнителям в кино.
|