Краткая биография: Дени Аркан, канадский режиссер, сценарист. Выходец из семьи со строгими католическими правилами, девять лет провел в иезуитском колледже. Был журналистом и политическим активистом. Изучал историю в Монреальском университете. Затем пришел в документальное кино, сняв ряд лент о франкоязычной провинции Квебек: «Шамплен» (Champlain, 1963), «Монреальцы» (Les Montrealistes, 1964), «Монреаль, летний день» (Montreal on a Summer Day) и «Атлантические парки» (Parc Atlantiques, 1967), «С хлопком трудно» (On Est Au Cotton, 1970, полнометражная картина об эксплуатации текстильных рабочих вызвала разногласия и была выпущена только в 1976), «Квебек: Дюплесси и после...» (Quebec: Duplessis et apres, 1971), «Комфорт и безразличие» (Le Comfort Et L'indifference, 1981, о референдуме по поводу отделения Квебека от Канады).
В 1972 дебютировал в игровом кино криминальным фильмом «Проклятые деньги» (La maudite galette) в духе «бунтарских шестидесятых». И в нем уже содержались язвительно-саркастические ноты, которые впоследствии принесут Аркану славу в условной трилогии о закате эпохи буржуазных моральных и религиозных ценностей, сексуальной переориентации и смене половых и социальных ролей: «Закат американской империи» (Le Declin De L'empire Americain, 1986, премия ФИПРЕССИ на МКФ в Канне, номинация на «Оскар»), «Иисус из Монреаля» (Jesus De Montreal, 1989, премия на МКФ в Канне) и «Любовь и бренные останки» (Love And Human Remains, 1993, первая работа Аркана на английском языке).
Эти три работы вызвали большой интерес на различных международных кинофестивалях и широко прокатывались даже в США, где обычно относятся с пренебрежением к кинематографу северных соседей. Однако и в предшествующих лентах «Режанна Падовани» (Rejeanne Padovani, 1973), «Джина» (Gina, 1974, рассказ о стриптизерше сопоставлен с историей кинорежиссера, снимающего репортаж о бесправном положении на текстильной фабрике), телесериале «Империя» (Empire Inc., 1983, поставил вторую, пятую и шестую серии) и в картине «Преступление Овидия Плуфа» (Le Crime d'Ovide Plouffe, 1984) тоже есть наметки социальной критики в форме иронических и даже едких по характеру комментариев относительно судеб конкретных героев.
Став самым признанным канадским режиссером, Аркан продолжает свои чувствительные нападки на институты власти и церкви, сняв в 1996 году фильм «Радостные муки» (Joyeux Calvaire). Участвовал в 1991 с новеллой «Видно отовсюду» (Vue D'ailleurs) в коллективном проекте «Монреаль глазами...» (Montreal Vu Par…), снимался в небольших ролях в ряде собственных фильмов, а также в лентах «Зоопарк, ночь» (Un Zoo La Nuit, 1987) и «Леоло» (Leolo, 1992) Жан-Клода Лозона.
|