Краткая биография: Михаил Антонович Ростовцев (Эршлер) родился в Киеве. Популярнейший актёр театра и кино 20-30-х годов, один из реформаторов российской оперетты, король эпизода.
Герой кинокомедии «Девушка спешит на свидание» и легендарный «Добрый Жук» из сказки «Золушка».
Михаил Ростовцев родился в семье бедного еврея-часовщика в Таганроге, окончил реальное училище, что считалось большой удачей. Но однажды бросил всё ради театра – причём, не драматического, а эстрадного и опереточного. Как и большинство эстрадных артистов его поколения, нигде театральному мастерству не учился, и очень быстро сделал себе серьёзную карьеру.
Ростовцев был одним из тех актёров, кто заставил относиться к эстраде и оперетте как к серьёзному искусству, поэтому остался в истории одним из реформаторов оперетты в России.
В предреволюционные годы популярность его была огромной. Разумеется, при нэпе, когда появилось огромное количество эстрадных театров и мюзик-холлов, почва для эстрадной карьеры была самая благоприятная. Но Ростовцев вдруг поступает в академический театр: Ленинградский Малый оперный театр – знаменитый МАЛЕГОТ – где в те годы работали лучшие режиссёры, художники и композиторы Ленинграда. И там, кроме ролей в опереттах, он начинает выступать и в операх – в том числе исполняет свои коронные роли: Дона Бартоло в «Севильском цирюльнике» Россини и Дона Паскуале в одноимённой опере Доницетти.
И после революции Михаил Ростовцев оставался одним из самых популярных и уважаемых артистов Ленинграда. Он был неизменным украшением всевозможных юбилеев и творческих вечеров ленинградских деятелей искусства, где выступал с поздравительными шуточными стихами собственного сочинения. А 50-летие творческой деятельности самого Ростовцева в 1940 году праздновалось с необычайной пышностью.
У Ростовцева всегда была тяга к драматическому искусству. Ещё в 1890-х он три года работал с великим украинским театральным режиссёром Марком Кропивницким, которого считал своим учителем. А в начале 20-х годов участвовал в постановках Котэ Марджанишвили и Сергея Радлова.
И в кино поначалу Ростовцев играл, как ни странно, чисто драматические роли. И уж полной неожиданностью стала для всех его первая главная роль – в фильме Александра Иванова и Оскара Галлая «Косая линия» он сыграл мрачного и даже зловещего владельца притона. Но, по большей части, в кино Ростовцев играл комические эпизоды. Часто его фамилии даже не было в титрах, но его и так узнавали безошибочно.
Самый яркий пример – маленький толстый ветеринарный врач в «Чапаеве». Его обычно звали для «украшения» картины, он исполнял яркие вставные номера, в которых зачастую даже не было необходимости («Первый взвод», «Золотые огни», «Наследный принц республики»).
А в 1936 году он всё же был приглашён на главную роль в комедии Михаила Вернера «Девушка спешит на свидание». Фильм был немедленно объявлен эталоном пошлости и безвкусицы, возрождающим «безнравственные традиции» дореволюционных курортных комедий. Рецензии, все без исключения, были разгромные, но массовый успех фильма был настолько велик, что о снятии картины с экрана не могло быть и речи. Когда после XX-го съезда начали пересматривать историю кино, и многие фильмы были возвращены из забвения, об этом фильме писали всё так же пренебрежительно. А в кинотеатрах повторного фильма он продолжал идти с неизменным успехом.
На съёмках «Девушки» Ростовцеву приходилось бегать, ездить на велосипеде, поднимать тяжести, подвергаться душу Шарко, а было ему в это время уже за шестьдесят. В результате он заработал инфаркт и в кино сниматься зарёкся. Появлялся отныне лишь в крохотных эпизодах – почти массовке.
И всё же в 1947 году семидесятипятилетний актёр сыграл ещё одну – маленькую, но весьма заметную и до сих пор всем известную роль – «Доброго жука» в «Золушке» Надежды Кошеверовой и Михаила Шапиро. Здесь тоже нужно было бегать и танцевать, и по окончании съёмок Ростовцев слёг со вторым инфарктом. Через год он умер.
Заслуженный артист Республики (1927).
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1936).
В 1881 году пел в синагогальном хоре Любецкого (Ростов-на-Дону).
В 1888 году окончил Ростовское реальное училище.
В 1882-1988 годах эпизодически танцевал на сцене Ростовского театра оперетты, в 1888-1897 – выступал в провинциальных антрепризах, в 1897-1900 и в 1908-1910 годах – в московских, в 1900-1904 – в петербургских.
В 1905-1908 гастролировал на Дальнем Востоке.
В 1911-1918 выступал в «Летнем Буффе» и «Палас-театре» (Петербург). В 1918-1923 – артист Театра комической оперы в Петрограде, с 1922 – в Ленинградском малом оперном театре и в ГАТОБ.
|