Краткая биография: Сергей Иосифович Юткевич родился в Ленинграде. Советский режиссёр, сценарист, актёр, художник, теоретик кино, педагог.
Творческая жизнь Сергея Юткевича началась в 1917 году. В годы Гражданской войны он работал актёром, художником, ассистентом режиссёра в театрах Киева и Севастополя.
В 1921-1923 годах учился на театрально-художественном факультете ВХУТЕМАСа и в Государственных Высших режиссёрских мастерских под руководством В.Э. Мейерхольда. Будучи студентом, вместе с С.М. Эйзенштейном оформил ряд театральных спектаклей, работал режиссёром и художником агитационных театральных групп «Синяя блуза».
В 1922 году Юткевич вместе с Г.М. Козинцевым, Л.З. Траубергом и Г.К. Крыжицким выпустил манифест «Эксцентризм», ставший теоретической платформой Фабрики эксцентрического актёра (ФЭКС). Молодые теоретики пытались сконструировать новое революционное искусство путём смешения разных жанров: театра, эстрады, цирка, агитационных представлений.
С 1924 года пытается воплотить эти теоретические посылки в кино. Его первой кинокартиной стала эксцентрическая комедия из жизни московских беспризорников «Даешь радио!» (сценарий и постановка Юткевича и С. Грюнберг).
С 1926 году он становится руководителем собственного Экспериментального киноколлектива (ЭККЮ), одновременно работая художником как в театре, так и в кино (кинофильмы «Предатель», 1926; «Третья Мещанская», 1928, оба совместно с В.А. Рахальсом).
В 1928 году Юткевич возглавил Первую киномастерскую на «Ленфильме» и руководил ею в течение десяти лет.
В 1934 году Юткевич пробует свои силы в документальном кинематографе: в ленте «Анкара - сердце Турции» он пытается организовать документальный материал своеобразным сюжетом. Но к концу 1930-х годов с экспериментами было покончено. Юткевич, как один из видных советских режиссёров, обязан был создавать картины по вкусу главного заказчика - Сталина. И он делает такие фильмы - вплоть до короткометражной киноагитки «Как будет голосовать избиратель» (1937), посвященной выборам депутатов Верховного совета СССР. Киноленты этого периода: «Шахтёры» (1937), «Человек с ружьем» (1938), «Яков Свердлов» (1940, Сталинская премия за 1941 год), характеризуют нивелирование художественного уровня и отказ от какого-либо авторского начала. В фильме «Человек с ружьем» Юткевич впервые обратился к ленинской теме, которая стала сквозной в его творчестве. В этом фильме далеко неординарные роли сыграли Максим Штраух (Ленин) и Борис Тенин (солдат Иван Шадрин).
В 1938-1944 годах Юткевич был художественным руководителем студии «Союздетфильм», но помимо административной и режиссёрской деятельности занимался преподаванием, научно-искусствоведческой работой, подчас существуя в нескольких ипостасях.
В 1939 году стал профессором; работал в Институте искусствознания, писал теоретические труды.
В годы Великой Отечественной войны режиссёр смог ненадолго вернуться к эксцентрике и сатире в «Боевом киносборнике номер семь» (1941) и фильме «Новые похождениях Швейка» (1943).
С 1944 года Юткевич стал вести режиссёрскую мастерскую во ВГИКе. Тогда же он посетил Францию и снял документальный фильм «Освобождённая Франция» (1944).
С середины 1950-х годов вновь живёт активной и разнообразной творческой жизнью. В 1954 году он вернулся во ВГИК и преподавал там режиссёрское мастерство до конца 1960-х годов.
Сергей вновь приходит в театр, в эти и последующие годы он, как художник и режиссёр, поставил около тридцати спектаклей на московских и ленинградских сценах.
До последних, уже преклонных лет старался жить активной творческой жизнью. В 1982 году он поставил в Московском музыкальном камерном театре пьесы Александра Блока «Балаганчик» и «Незнакомка».
Продолжал преподавать во ВГИКе, был автором ряда теоретических книг, главным редактором двух изданий «Кинословаря» (1966-1970, 1986).
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935).
Народный артист РСФСР (1957).
Народный артист СССР (1962).
Герой Социалистического Труда (1974).
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
|