Краткое содержание: Вольная экранизация романов Марселя Алена и Пьера Сувестра.
Итак, третья и последняя часть кинотрилогии Андрэ Юнебеля, который нашел своих героев и некоторые сюжетные мотивы на страницах романов о Фантомасе, написанных в начале ХХ века Марселем Аленом и Пьером Сувестром.
В первой серии ("Фантомас") погоня журналиста Фандора, его подружки Элен и комиссара Жюва за неуловимым злодеем велась на территории Франции. Во второй части ("Фантомас разбушевался", но в некоторых странах фильм шел как "Фантомас против интерпола") события приобрели международный размах и переместились в Италию.
А в третьей серии герои "переехали" в Англию, и к поимке Фантомаса подключилась британская полиция в лице сотрудников знаменитого Скотланд-Ярда, высмеянного еще Артуром Конан Дойлем. Французские же кинематографисты пошли чуть дальше: они иронизируют и над англичанами, и над своим соотечественником - 'первым полицейским Франции' комиссаром Жювом.
Помню две офигительные сцены из этого фильма- когда ловят девушку и стрелой выгоняют из под нее лошадь и когда одна из жертв Фантомаса обнаруживает завернутый в плед труп своего друга, чей облик и принял злодей.
Ни в коем случае не соглашусь с тем, что третий фильм плох или глуп. Да, он уступает второму, но второй - вообще одна из самых совершенных комедий в истории кино, и с ним вообще мало кому есть смысл тягаться. Однако "Фантомас против Скотланд-Ярда" успешно выдерживает уровень, взятый первой частью и, не ударив в грязь лицом, достойно завершает одну из самых смешных и популярных трилогий кинематографа. И этот фильм с полным правом можно назвать шедевром. Трилогия, кстати, могла превратиться в самый настоящий киносериал, но несколько причин этому воспрепятствовали. Во-первых, продюсеров трилогии несколько разочаровали прокатные успехи третьей части, фильм был успешен, но не так, как первые два, во-вторых, Луи де Фюнес, который, как стало понятно еще во второй части, превратился в "лицо" фильма и задвинул на третий план Жана Марэ, превратился в самого снимаемого и дорогого актера Франции, и начал просто купаться в предложениях, и сообтветственно, не был восхищен идеей бесконечной игры одного Жюва. Ну, и наконец, отношения де Фюнеса и Марэ накалились до предела. Две спурзвезды никогда особо не ладили, но когда стареющий Марэ, считавшийся беспрекословным лидером в фильмах приключенческого жанра, оказался буквально выдавлен куда-то на задворки экспрессией и комической энергией носатого коротышки, отношения звезд превратились в почти открытое противостояние. Андрэ Юннабель тоже измучился, снимая двух мастодонтов французского кино, каждый из которых был по-своему капризен и вместо того, чтобы дополнять друг друга, тянул лямку на себя. Дуэт Фюнес-Марэ перестал быть гармоничным, как, например, дуэт Фюнес-Бурвиль. Особенно это видно по третьей части, где де Фюнес практически полностью забрал внимание зрителей и даже режиссера, т.к. Фантомас или Фандор в кадре если и появляются, то только для того, чтобы стать фоном для очередной глупости Жюва. Исчезла гармония, фильм получил резкий крен, и поэтому, наверное, и смотрится хуже предшественников. Фильм стал шоу одного актера, если бы появилась вторая часть, ее можно было бы запросто сделать без Фантомаса вообще, де Фюнес бы с легкостью компенсировал отсуствие этой второстепенной фигуры, вынесенной в название всех трех фильмов. Вдохновенный художник смеха, комик-гений, де Фюнес во всех своих сценах поднимает фильм до уровня второй части и делает его шедевром комедии. Его беготня с "повешенным", сумасшедшая прогулка по лесу "верхом на лошади", - все это эпизоды, занявшие свое место в ряду самых смешных сцен в истории кино. Актер умел увлекать мгновеной импровизацией (даже если это было следствие многих репетиций, смотрится все так живо, словно, это импровизация, идея, только что возникшая в голове комика), работал буквально на износ, живая энергия трилогии о Фантомасе - это бессмертная энергия Луи, которая и сегодня брызжет с экранов, и не меркнет.
Удивительное дело: сколько я ни видел кинотрилогий, все они по убыванию качества выстраиваются как 2, 1, 3. Т.е. самая лучшая вторая часть, а самая худшая третья. Так было с нашими "неуловимыми", с "Терминатором", и так и с "Фантомасом". Третья часть значительно уступает первой, не говоря уже о второй. Хотя пожалуй именно эта третья часть ближе всего к первоисточнику - романам Сувестра и Аллена. Но надо отдать должное Андрэ Юнебелю - он сделал фильм, который гораздо интереснее первоисточника. В нём органично сплелись и ужастик, и боевик и мелодрама и, конечно же, комедия, чего напрочь не было в старых фильмах о Фантомасе. Между прочим в конце, по-моему, 80-х годов на телеэкраны вышел телефильм Клода Шаброля "Фантомас". Режиссёр постарался приблизить фильм к первоисточнику. Смотреть было совершенно невозможно. А в газетах потом ехидно писали, что нас посетил Фантомас, которого мы совсем не ждали. А ждали совершенно другого.
Вы правы, что весь фильм тянет один Фюнес, но без Фантомаса не было бы фильма. А вообще, считаю, что Макрешли тянет весь третий фильм. Крики Фюнеса "В моей комнате повешанный!" превосходят сами себя
Общий RSS-поток отзывов - http://www.kinoexpert.ru/allblog_rss.aspВнимание: если Вы заметили какие-нибудь неточности или у Вас есть какие-либо дополнения о фильме `Фантомас против Скотланд-Ярда` - то вам сюда.