Награды и примечания: Лидер проката (1956, 21 место) - 25.1 млн. зрителей.
На Х Международном кинофестивале в Канне (1957г.) фильму присуждена премия за оригинальный сценарий, гуманизм и поэтичность.
Краткое содержание: По одноименной повести Бориса Лавренева.
По белым пескам Средней Азии движется отряд красноармейцев. На боевом счету у лучшего стрелка отряда Марютки сорок убитых белогвардейцев. В последней перестрелке взят в плен поручик Говоруха-Отрок. Он станет сорок первым в ее послужном списке, когда они один на один останутся в пространстве песка, неба, моря и сложных чувств...
Фильм любимый с детства. Мечтал побывать на острове Барсакельмес... Видимо не судьба. Да и острова вроде уже нет... Арал высох! Админам, укажите, что фильм снят по рассказу Бориса Лавренёва. А то только один сценарист! Вообще, рекомендую почитать сборник рассказов Лавренёва "Ветер" - сильная вещь, хорошо пишет!
Марютке, как всякому ничего хорошего в жизни не видевшему и необразованному человеку, легко было задурить голову – это сделали красные. Их лозунги, если помните, отличались убедительной простотой ("Мир хижинам, война дворцам", например). Плюс характер у Марютки оказался... упёртый сильно, фанатик она была и общественник, ей бабьего обычного счастья было мало. Революционная снайпер-поэтесса такая. Скмена пропаганды упали на благодатную почву. Марютка и поручик оказались вдвоём на острове, но приказ Евсюкова не забылся. Отнюдь. Он записался на подкорку, просто на некоторое время его исполнение было отложено в силу обстоятельств. Во весь рост стоял вопрос выживания, несколько месяцев надо было ждать помощи один на один, в этой ситуации как-то нелогично было постоянно поминать поручику, что он враг, или, например, держать его связанным ("пески песками, а так вернее"), тем более что деться ему с острова всё равно было некуда. Их отношения... ну, что влюбилась Марютка, не диво, это всем понятно, такой парень, да и возраст уже подошёл. Поручик... благодарен, конечно, был, за то, что выходила, плюс физиология, но вряд ли Марютку он воспринимал как идеал, возможную спутницу жизни и т. д. и т. п. Он же ей что говорит: не забывайся, ты, хамка! И "хамка" – имелось в виду не "грубиянка", нет; это означало "холопка, плебейка". Спать с такой, конечно, можно, поблагодарить за заботу – почему нет, воспитанный человек вежлив со свеми без исключения. Но жениться??? К тому же часто отношения, возникшие в экстремальной ситуации, будучи перенесёнными в обычную жизнь, оказываются нежизнеспособными. Возможно, если бы сложилось иначе, он помог бы ей с получением образования, как обещал, но и только. И разговор последний Марютки и поручика носил характер... несколько абстрактный, наверное: тихая жизнь или борьба. Неизвестно, сколько ещё ждать помощи, книжки пересказываемые приелись, можно потрепаться (я подчёркиваю это слово) за жизнь. Ибо подсознательно понимаешь, что у поручика после спасения с острова этой самой жизни останется с гулькин нос – он же всё равно не пойдёт воевать за красных, а значит, по законам военного времени... И вот парус, и блеснул золотой погон, и поручик кричит "Наши! Скорей, господа, скорей" – и выстрел. Потому что обстоятельства снова изменились, а бытие, как известно, определяет сознание.
Фильм жестокий в своей правдивости. И тоже - метафора. Не все тут просто, господа. Это не обычная мелодрама. Образ Марютки - Марии - образ МАТЕРИ России, которая пошла за коммунистами и стреляет в спину тому кого она же породила. Кстати, вспомним тут знаменитое "Русь моя, жена моя и матерь...". Марютка - собирательное женское нутро России, дикой и прекрасной, которая увлеклась коммунизмом, но и к аристократам ее тоже влечет. Кстати, вспомним как зовут героя - Говоруха ОТРОК. итак, что мы имеем - ОТРОК и МАРИЯ. И она стреляет ему в спину...
блин
неужели никому не понятно?
война изуродовала девчушку,из романтической души сиротки(стихи,мечтания)-мы видим бойца,который должен выполнять указы
да,она выполнила приказ
но какой ценой?
ценой собственного счастья
По-поводу убийства - на вопрос отвечал сам Чухрай. Марютка полюбила поручика, потому что на тот моментона не видела в нем врага, а чисто человеческие качества у него были вполне выдающиеся. Как только ситуация изменилась, изменилась и мировоззрение. На самом деле, тот кто читал книгу со мной согласится - финал там вполне логичен и понятен, а режиссер просто не стал отходить от первоисточника
Из-за чего сыр-бор? Фильм - качественная пропаганда, не больше. Товарищ Роза, предварительно потрахавшись со своим подопечным, расстреливает его в спину. Почитайте мемуары белоэмигрантов. Еще не то было. Старую большевичку, озабоченную Стасову, называли собакой, нализавшейся крови.
Дорогие спорщики, что могла думать Марютка, когда поручик бежал к баркасу с криком "Наши!"
Может, кто-нибудь помнит, что именно вез Говоруха-Отрок через пески?
Цитирую:
*Было обозначено в документах, что гвардии поручик Говоруха-Отрок, Вадим
Николаевич, уполномочен правительством верховного правителя России адмирала
Колчака представлять особу его при Закаспийском правительстве генерала
Деникина. Секретные же поручения, как сказано было в письме, поручик должен был доложить **устно** генералу Драценко.**
И оставлять его в живых было никак нельзя, он был "стратегическим ресурсом". Как сказал Бумбараш, "Стреляю не в тебя, а в твое донесение". Если бы не это обстоятельство, может быть, Марютка его бы и пожалела, промахнувшись еще раз, а так пуля легла ему (по книге) прямо в голов, не оставив никаких шансов.
\"Марютка стреляет в поручика как бы в забытьи"\ Забылась не она. Забылся он. В ней просто взыграло естество. Красивая молодая девка, что она видала в жизни, кроме астраханской рыбалки да дурацкого красноармейского отряда? А здесь, среди солнца, моря и песка, один на один оказалась с красивым интересным парнем. Вот и пробудилось нормальное женское начало. А вот он , действительно, забылся. Ему в какой-то момент показалось, что рядом с ним девушка его уровня, способная так же, как он, мыслить и чувствовать. Трагически нелеп и смешон он, когда говорит "Машенька! Ну что за тон? Ведь мы же любим друг друга". Какая она к чёрту Машенька?! И какого ещё тона от этой хамки можно было ждать? Романтик, мечтатель, дон-кишот, бедное дитя ужасного времени... И ни о каких "нейтралах" она не помышляла. Все её помыслы были связаны только с одним – поскорей бы к Евсюкову и к "ребятам", чтобы продолжать "биться". А это, по законам военного времени было возможно только при БЕЗОГОВОЧНОМ выполнении приказа, того самого,"доставить в штаб или убить", что для судьбы самого поручика практически равнозначно. А потому и пуля, засаженная ему в спину (или в череп, согласно книге) – неважно, собственноручно или с помощью собратьев по оружию, - была для неё лишь вопросом времени. И лишь осуществив свой запрограммированный акт, она осознаёт наконец, что совершила, на самом деле, нечто совсем иное, чем убила классового врага.
подскожите те у кого хоть капелька мозга
1.кто из героев и в какой момент понравился вам больше всего и почему
2. почему марютка промазала
3.как вы бы объяснили смысл фамилии поручика говоруха отрок
Дорогие спорщики! А вы не подумали, как воздействует на сознание и поступки людей такое место действия, как необитаемый остров? Есть ведь условие (назовем сокращенно I.C.E. - "изолированные и замкнутые пространства"), где много чудес происходит. Для литератора это - вероятностные миры, в которых можно ставить любые опыты над человеческим поведением, включая великие социально-экономические эксперименты прошлого (можно было бы и список текстов приложить!) Как ни парадоксально, в "замкнутом" пространстве человек становится "открытым", размыкается, как больше никогда и нигде; двое же превращаются в единое и неделимое целое. Пожалуй, остров для таких несхожих двоих - единственная площадка для классового замирения, где и мужчина, и женщина становятся самими собой. (И тут, заметьте, Она берет верх над Ним, потому что он больше нуждается в опеке и внимании). Но первые же признаки постороннего присутствия резко пробуждают ото сна и обрывают сценарий "преображения". Идиллия кончилась. И вот теперь все эти "опыты" продолжаем мы с вами, доказывая, как все еще несовершенен мир!
Уважаемый Евгений! ВЫ меня удивили, и очень сильно. Все свои посты (и нынешний тоже) я отправляла из интернет-центра, так как домашего интернета у меня просто нет! Ваши задатки детектива похвальны, но, простите, ошибочны в моем случае, и смешны в вашем. Скажите, вы про хиты и хосты разницу слышали, равно как и про индивидуальный компьютер и общий сервер, или, например, про беспроводное соединение и прочие заморочки?! Или может вы теперь мне припишете все сообщения, когда либо отправленные из этой зоны вообще?! Даю подсказку - айпи заграничный, (угадайте страну, с вашими данными несложно!) в регионе, где много русской диаспоры. А ваше желание приписать мне еще и хамство последнего отзыва - вообще смешно!!!! Если вы уже проделали такую гигантскую работу, то могли бы заметить, что этот просто другое полушарие. Доказывать, что я не верблюд, василиса или хам трамвайный, я не буду. Зачем?
Victoria, Studentka, или как Вас там на самом деле? Хотел было ответить Вам по поводу всего написанного Вами обо мне, но неожиданно натолкнулся на удивительную вещь. Оказывается, грубая, на грани фола (или даже за его гранью) выходка «мужланки» Василисы, с «резкостью» которой Вы, вроде как «не согласны», и тонкие глубоко профессиональные заметки филолога Виктории по поводу «Идиота» и «Джен Эйр» отправлены с одного и того же сервера. Выходит, Василиса и Вы – одно и то же лицо. Так зачем же весь этот, простите, цирк? Забавы молодых? Захотели приколоться, прикинулись «чувихой» из народа, думали спровоцировать меня на грубость? А когда вместо грубости получили едкий, саркастичный, но вполне политкорректный отпор, мгновенно сбросили маску, облачились в ризы передового борца за честь и достоинство женщин всех стран, сословий и уровней образования, а заодно обвинили меня во всех смертных грехах от «напыщенности» до «сексизма» (термин этот, кстати, имеет совсем иное значение – поверьте человеку несколько лет прожившему в Америке, где этот термин зародился – и ко мне он всяко уж не имеет никакого отношения). Для приличия, правда, переметнулись на другой компьютер, но ведь шила в мешке, т.е. в интернете, не утаишь - остались другие ветки, где есть Ваши посты с обоих серверов. А Вы талантливая девушка, чёрт возьми! Жаль только, талант используете не по назначению. Бог Вам судья, только некрасиво это как-то, недостойно образованного человека. А, может, отморозок, постанувший гадость 8 Марта, тоже....? Хочется верить, однако, что на такую низость студенты-филологи не способны. Искренне Ваш Евгений Гейндрих.
Здравствуйте, уважаемые Василиса, Валерия и прочие представительницы прекрасного пола! Большое вам спасибо за столь бурные отклики на мои комментарии. Мне ваше внимание очень льстит. Может, я, и вправду, по вашему образному словарю, и «сопли развёл», только я лично не считаю воспетую Пушкиным способность «над вымыслом слезами облиться» чем-то недостойным мужчины и несовместимым со статусом "нормального мужика". У нас с вами, видимо, разные мнения, кого считать настоящим мужчиной и что считать эталоном мужского поведения. Возможно, для вас Сирано де Бержерак и Денис Давыдов - чмошники, а пьяный дядя Вася, избивающий жену – герой. Но вот что касается упомянутых вами бездарных американских "зубодробительных киношек" , то я, к своему глубокому стыду, их вообще никогда не смотрел и не смотрю. А взгляды мои основаны исключительно на мировой классической литературе, мировом классическом кинематографе, да на печальном опыте (как собственном, так и моих знакомых). А, в прочем, милые дамы, ваша очаровательная импульсивность, специфическая лексика, непоследовательность в ваших суждениях и их, мягко выражаясь, недостаточная адекватность лишний раз убеждают меня, насколько я прав в том, что от женщины можно ожидать ВСЁ!.. Всего вам доброго, милые дамы, и с наступающим женским днём 8 Марта!
Ржунимагу с мужиковских комментов к этому фильму!!!!!!!!!!! Да, да, мы страшные коварные людоедки, регулярно стреляем в спину будущим отцам своих детей и раз в месяц перетряхиваем коллекцию сердец, вырванных живем из груди трепещущей жертвы. Вот мы какие, СТРАААШНЫЕ! И как это вы еще по улицам то не боитесь ходить, а, мущинки? Дамы здесь отписавшиеся, вам честно сказали – ну НЕ МОГЛА она в него выстрелить, потому что не шлюха полковая и не шизанутая кобылица революции, а НОРМАЛЬНАЯ РУССКАЯ БАБА. А вы тут развели сопли – вы животные, вы лукавите. Цирк! Скажите, а может это вам так хочется, чтоб мы такими стервами были, чтоб свою собственную кровожадность и жестокость оправдать, а?! Думаю, в точку попала. Комплексы тут у вас, мущинки. Точно насмотрелись зубодробительных киношек с Анджелкой Джоли и забыли про то, как оно в НОРМАЛЬНОЙ жизни то бывает. Мы вот с моим мужем фильм этот смотрели и вдвоем с финала ухахатывались – он у меня, к счастью, нормальный мужик, и понимает, что с этой пропаганды токо поржать и можно в солнечный день. А вы тут еще чего-то спорите, знатоки женской психологии, млин. Знаете, это называется, «поучи жену щи варить». А вообще, мне вас жаль – видно, совсем комплексы умучали, раз неспособны самостоятельно выводы сделать, все на пропаганду покупаетесь.
Animat : Плохо же Вы знаете женщин, mon cher ami, или лукавите (если Вы и есть женщина). Ох, как способны они выстрелить и в "возлюбленного", и в возможного "отца своих будущих детей", и даже в реального отца настоящих! Тем более женщина, у которой счёт убитых ею мужчин пошёл уже на десятки.
Вдогонку к написанному. Автору, написавшему "Или что: отравить папашу или сына, чтобы остаться на троне - это "ПОНЯТНО"? А убить того, к кому "потянуло", во время гражданской войны - это "невероятно"?"" ________ Ну и много вы найдете в мировой истории ЖЕНЩИН, сделавших то, о чем вы говорите? Я уж не говорю о том, чтоб вообще найти женщин, бывших на троне и реально решавших что-либо... Так что все ваши рассуждения просто смешны. Нет, конечно, какая-нибудь там Мессалина или Екатерина Медичи найдется...раз в 100-200 лет. Да и то, большинство таких "властных дегенераток" ЛИЧНО убийств не совершали. В этом же фильме случай совсем другой. Знаете, у Джека Лондона есть чудесный рассказ "Убить Человека", почитайте на досуге. Там здорово все расписано о психологии женщины и убийстве. Впрочем, в целом ваши рассуждения - действительно понятны, эпоха идиотизма в кино и жизни, когда воспеваются именно нездоровые женские качества сделала свое дело. Только это не игра Мортал Комбат, а Марютка/Извицкая не какая-нибудь Лара Крофт-расхитительница гробниц.
Специально для автора, патетически взывавшего "Люди, не будьте животными!"_____________ Знаете, меня иногда умиляет, когда мужчины начинают рассуждать о психологии женских характеров!!! Правда!!! Что ВЫ можете об этом знать? Это, батенька, далеко не каждый незаурядный мужчина может. Впрочем, вся мировая литература свидетельствует, что их сей предмет необычайно волнует - как талантов, так и графоманов. Извините за долгое вступление, но это вы накушались современных фильмов о героинях феминистках, лихо расправлявшихся с толпой мужчин. Такие рассуждения - больше к лицу фанату "Солдата Джейн". А в реальности вы таких женщин встречали, или хоть слышали? Сомневаюсь, потому что даже у Солдатки Джейн не было НИКАКОГО прототипа, опять же наскоро состряпанный американский пирог на злобу дня - дескать, хотите вам феминизьму, кушайте. Забавно, как пропаганда изменяет и мужскую психологию тоже. Апелляции к истории, как и исключения, только подтверждают правило. Вспомните, был термин БРАТОубийственная война. Но что-то не припомню сестроубийственной... Да просто потому, что для нормальной женщины убийство (любое) это страшное потрясение. А персонаж, так любовно сыгранный Извицкой, эта девочка-девушка-женщина с трогательно надутыми губами произносящая "рыбья холера" и трепетно тянущаяся к поэзии, исходя из психологической линии повествования НЕ МОГЛА этого сделать. Вот поэтому такие жаркие споры на тему фильма. Книгу не читала - возможно, там все по другому. Не спорю. Но Извицкая - это не тот образ. Она играла не Ларису Рейснер или Розу Люксембург. Не было там этого фанатизма, а была - женщина, жаждущая любви. Поэтому не могла она вот так в 20 секунд взять и застрелить его. То
, что она до этого уничтожила 40 белогвардейцев - абсолютно не показатель и не ключ к характеру. Потому что, судя по фильму, это было в бою, где либо ты, либо тебя, в глаза особо не смотришь, и далеко не один на один с жертвой, которую вобще не знаешь. А вот застрелить в спину человека, который стал тебе близок душевно и физически - это в этом фильме смотрится дешевой пропагандой, как тут действительно упоминали, "а-ля Любовь Яровая". Да только Яровая - это персонаж оттуда, из железных двадцатых, когда неистовые товарищи Розы и Нины, железобетонные чекистки затянутые в кожу (чем не сюрреализм?!), обагряли руки кровью во славу революции, пуская в расход со знанием дела и лицом к лицу. Только вот если копнуть поглубже, господа, это были в основном психически неуравновешенные женщины (к счастью, и было их мало), часто садистки, или страдающие манией величия. Большинство из них заканчивало жизнь в психиатрических клиниках, спивалось, или просто убиралось начальством во время большого террора как ненужные свидетельницы. Поймите, что женщина убийца - явление априори противоествественное. Можно возразить, что открыв колонку криминальной хроники, еще не то прочтешь. Да только это не аргумент, потому что все такие страшные вещи совершаются в основном женщинами опустившимися, абсолютно морально деградировавшими, алкоголичками, наркоманками и т.д. Даже в эпоху революций и войн женщине тяжело переломить свою натуру. Здесь же в фильме на все мэто накладывается еще любовная линия. Марютка не из тех, кто "со всем полком", это в фильме подчеркивается и обыгрывается. Это действительно очень странное зарождение любви. Именно любви, так что такой финал - нелеп, как передовица про закрома Родины из тридцатых в сегодняшних Известиях. А вы, господа мужики, опять посмешили - да не такие уж мы идейные и кроважадные (или может, это вам так хочется?):)))
О чем спор, люди. Повесть Лавренева и этот фильм совершенно разные по стилю произведения - у Лавренева настоящая трагедия (революционный вариант "Ромео и Джульета"), фильм же - мелодрама в стиле индийских фильмов, разве что без песен и танцев.
Автор: [06.02.2008, IP: 212.15.151.6]
Маловероятно, что женщина, которая провела несколько дней в интимных отношениях с мужчиной, вдруг решится убить его, да же если он принадлежит другому социальному лагерю, так как здесь вступают в действия законы природы и подсознательно, любая женщина, на месте Марютки, видела бы в Говорухе-Отроке отца своих будущих детей. И только психически больная могла застрелить своего возлюбленного. Скорее автор хотел достичь другого эффекта. В тот период была сильная пропаганда (я это помну хорошо) против белых: постоянно крутили фильмы, спектакли, где белогвардейцы представлялись этакими злодеями, врагами отечества. Теперь мы знаем, что это далеко не так. А в то время открыто сказать об этом, было невозможно. И только через душевное потрясение, автор пытался создать нормальный человеческий образ белогвардейца, нормального человека, который понимал бессмысленность любой вооруженной борьбы и был против насилия и каких либо революционных идей. Автор понимал, что человек проникшийся симпатией к белому офицеру, невольно примет и его убеждения. Вся история построена по типу жизни Христа. При жизни был бродягой и бомжом, после смерти святым и божеством.
\Первую половину, где брутальный Крючков водит отряд невольников по пескам, можно промотать\ Нет, уважаемый Снегирь! Нельзя в этом фильме ни прокрутить, ни вырезать первой половины, потому что всё здесь построено на контрасте. Не будь этих вечных песков, этих казахов с верблюдами, этого «брутального Крючкова», этого идиотского красноармейского прикида Марютки, уродующего её красоту, не понимали бы мы с такой остротой, в какое ужасное время происходит действие, какая непреодолимая пропасть лежит между главными героями! Не поднималось бы внезапно пробудившееся между ними чувство до высот шекспировской трагедии! Не удивлялись бы мы и не умилялись бы чудесному превращению Марютки в Машеньку! Не заставлял бы этот фильм сорокалетних, видавших виды мужиков плакать навзрыд! Не стал бы он поэмой о любви, на которую спрособны, наверное, только русские люди, любви безрассудной, вопреки всякой логике и всякому здравому смыслу, любви без права на будующее, изначально обречённой на трагическую развязку, но сверкающую немыслимо ярким светом!
Нет, господа! Этот фильм нужно смотреть от начала и до конца и без перерыва на обед. Только тогда, начав с саркастической ухмылки, занончишь его смотреть с комом в горле и со слезами на глазах!
...Кстати, у Лавренёва последняя тирада поручика гораздо сильней и круче (в фильм вошла часть её) «Если мы за книги теперь сядем, а вам землю оставим в полное владение, вы на ней такого натворите, что пять поколений кровавыми слезами выть будут. Нет, дура ты моя дорогая. Раз культура против культуры, так тут уже до конца» Приходится сильно сомневаться в симпатии автора к «революцьённому пролетариату» , или по крайней мере в ненависти к «белым слизнякам»!
[[[[[Мне кажется, приз ему дали еще и из сострадания к несчастной героине, которую в угоду идеологии заставили стрелять в спину любимому человеку:)) - Ну да, ну да. Еще скажите, что над Гоголем тоже стоял агитпроп, когда он описывал, как Бульба убил своего сына. ЧЕРТ ВОЗЬМИ, ЛЮДИ, НЕ БУДЬТЕ ЖИВОТНЫМИ!!! Всемирная история НАПОЛНЕНА примерами того, как самые близкие родственники убивали друг друга. Или что: отравить папашу или сына, чтобы остаться на троне - это "ПОНЯТНО"? А убить того, к кому "потянуло", во время гражданской войны - это "невероятно"? ГОСПОДИ, как же измельчали люди.... :-(((((((
Автор: [04.02.2008, IP: 217.170.93.18]
(Но о чём вообще могла идти речь, если она собиралась доставить поручика в штаб или убить?) - Тогда она забыла об этом. Мало ли что могло случится. В конце концов, их мог подобрать кто-то "нейтральный". Но, увидев белых, она решила действовать по обстоятельствам, как и обещала Евсюкову.
Автор: [04.02.2008, IP: 217.170.93.18]
Еще интересный момент. Как-то у нас вышел разговор с мамой моего приятеля. Она заявила, что образ Марютки ненатурален. "Русская крестьянка никогда бы не стала снайпером, не пошла бы воевать". Я возразил: "Марютка не крестьянка, а рыбачка, рано оставшаяся без отца. Это сугубая разница".
Автор: [04.02.2008, IP: 217.170.93.18]
(Марютка стреляет в поручика как бы в забытьи, в затмении, неожиданно увидев белогвардейскую лодку — она не понимает, что делает, а потом приходит в себя — отсюда её реакция, "плач над телом") ===== В том-то и штука, что ЗАТМЕНИЕМ можно считать и то, что она влюбилась в "барина". Противоречие было неразрешимым. Да, когда их было только ДВОЕ - о нем можно было забыть. И то не забыли. А уж когда "наши" - это "белые", и перед глазами стоит Евсюков: "живым его не сдавай"... Черт побери, а вспомните Андрия, предавшего казаков! Разве Гоголь его ОПРАВДЫВАЕТ? Андрей тоже посчитал, что любовь важнее всего. ========= Это сейчас внушают, что "личные отношения" - самое главное. Но, если помните, даже Говоруха-Отрок отказался от этой идеи и пожелал сражаться с большевиками дальше.
Автор: [04.02.2008, IP: 217.170.93.18]
По поводу книги и фильма ==== Замечательная повести о той МЕШАЛКЕ, которую представляла собой гражданская война. Такие РАЗНЫЕ люди, как Говоруха-Отрок и Марютка, могли встретиться только В ЭТИХ обстоятельствах. В чаду любви они забыли о том, КТО ОНИ. Но как только "угар" прошел, они все равно вспомнили об этом. Да, Марютка - и в повести тоже - конечно, надеялась, что ее любимый станет "своим". Но она обрадовалась и тому, что он "ожил", решил бороться, а не продолжал мечтать о "тихом домике" ==== Если кто читал, то помнит, что выстрел Марютки выбил глаз у поручика, и что этот глаз с ниточкой нерва плавал на поверхности Арала. Конечно, ТАКУЮ сцену показывать в фильме бы не стали. ====
Автор: [04.02.2008, IP: 217.170.93.18]
Гениальная работа Чухрая. Безусловно, лучшая роль безвременно ушедшей от нас И. Извицкой. Что касается Стриженова, то он сыграл множество великолепных ролей, но Говоруха-Отрок и Овод были, если можно так выразиться, «феноменобразующими факторами». И этот «феномен Стриженова» Олег Александрович пронёс через всю свою актёрскую жизнь, ни разу (по-крайней мере, творчески) не оступившись и не сфальшивив!
А утренняя сцена, где мелькнули в кадре голая нога и голая спина Извицкой, на мой взгляд, едва-ли не самая лучшая эротическая сцена в нашем кино. И ведь обходились-же без «фул-фронталов» и «фул-бэков»! Достаточно было, чтобы дарование и шарм молодой актрисы, талант режиссёра и мастерство оператора слились здесь в одно целое.
Отдельное спасибо тогдашним руководителям «Мосфильма», за то, что выделили режиссёру-новичку цветную плёнку. Для пятьдесят шестого это большая редкость!
Фильм, конечно, стоит любых похвал.
Но вот мне кажется, что Марютка стреляет в поручика как бы в забытьи, в затмении, неожиданно увидев белогвардейскую лодку — она не понимает, что делает, а потом приходит в себя — отсюда её реакция, "плач над телом".
Когда Марютка называла Говоруху-Отрока "слизняком и мокрицей" за отказ от борьбы — не имелась же в виду борьба на стороне красных??? Имелось в виду отстаивание собственных убеждений (любых)до конца с оружием в руках. Но о чём вообще могла идти речь, если она собиралась доставить поручика в штаб или убить?
"Чухрай показал проблему, а не идеологию" - в этом фильме нет проблемы, поскольку сюжет абсолютно неправдоподобен, вернее - развязка сюжета. Финал натянут за уши исключительно по идеологическим соображениям и даже у самых образцово-показательных комсольцев того времени (конец 50х) вызывал стойкое недоумение.
Автор: [23.07.2007, IP: 83.143.235.128]
Фильм супер. Смотрел его очень давно, сюжет "затрагивает за живое", будет свободное время обязательно пересмотрю.
Фильм очень хороший. Ему не зря присуждена премия за "гуманизм и поэтичность". Вот только финал пропагандистский до тошноты - о похожем рассказывает "Любовь Яровая" и еще штук пять гораздо менее талантливых произведений. Мне кажется, приз ему дали еще и из сострадания к несчастной героине, которую в угоду идеологии заставили стрелять в спину любимому человеку:))
Хороший фильм. Первую половину, где брутальный Крючков водит отряд невольников по пескам, можно промотать. А вот вторая часть, где мужчина на острове соблазняет женщину путём пересказывания "Робинзона Крузо", смотрится с наслаждением.
2Андрей "В отличие от официальной пропаганды"
фильм "Сорок первый" (и исходная повесть) и есть официальная советская пропаганда образца 1956 года. Никакой другой ужасной пропаганды не было, не верьте бездарной диссидентуре.
Мне кажется, этот фильм один из немногих, раскрывающих всю сущность и сложность человеческих взаимоотношений в то смутное, переломное время. В отличие от официальной пропаганды , четко разделяющей людей того времени на "белых" и "красных" (типа тот, кто не с нами, тот против нас), фильм приоткрывает завесу над многообразием и хитросплетением судеб совершенно разных людей.
Общий RSS-поток отзывов - http://www.kinoexpert.ru/allblog_rss.aspВнимание: если Вы заметили какие-нибудь неточности или у Вас есть какие-либо дополнения о фильме `Сорок первый` - то вам сюда.