Краткое содержание: Фильм снят по одноименному роману Николая Лескова. В советское время роман не издавался, так как проливал ненужный власти свет на революционную деятельность "левых" интеллигентов. В картине, свою последнюю роль сыграла Елена Майорова. "На ножах" не во всем близка современности, но такое ощущение, будто роман написан вчера. Это будет очень национальная картина с русской ментальностью, с русскими взглядами на мир, со всеми "безднами" и "расщелинами" русской души", - говорит Александр Орлов.
Идеологическая и литературная составляющая фильма захлестнула меня во время просмотра. Но прошло несколько дней и стали всплывать образ как они были запечатлены во время просмотра. То самое пресловутое нейро-лингвистическое программирование и кодирование зрителя, в которое не верят особенно толстокожие, а может просто не склонные размышлять и возвращаться к впечатлениям зрители. Счастливые натуры. И оказалось всё не так плохо. Актёры запечатлелись в своих заданных Лесковым ипостасях довольно четко как греческие классические статуи. И обрели они мраморный облик. То, что раздражало во время просмотра - схематичность и нежизненность приобрели идеальные черты трепетного камня, про который Пракситель, Микеланджело, Роден, Клодт, Мухина имели свой секрет отсекания всего лишнего. Страдающая составляющая образов выплыла на первый план. Особенно впечатлил бело-мраморный облик присмиревшей Глафиры под присмотром мужа, бывшего секретаря. Ах как она была хороша и своевольна с хлыстом перед Гордановым. Как она помыкала им и вдохновляла на убийство. И как она присмирела перед мужем-немцем. Мраморно бело-кожая святая запуганная и очищенная от скверны и бесов. Как несчастен в предсмертных муках Горданов. За что погубила себя Лариса? Как уютны в своём мещанском мирке Александра и Подозеров. Стихия нигилизма усмирилась. Кто погиб, кто в сумасшедшем доме - чего уж боле? Трагедия очередного витка русской мысли и сердца свершилась. Никакого такого особого разоблачительного света на деятельность левых я не увидел. Любят у нас сейчас выдавать за политические открытия и откровения то, что является обычной исторической стезёй. Кама грядеши? Фильм всё-таки ответил на этот важный вопрос и возбудил жалость к человеку вообще во всей его грешной плоти, а это самое важное. Жалость к человеку она важнее обличения. Да пребудут наши страсти в мире. Ножи полоснули по душе и раны начали смиренно затягиваться. Всё-таки фильм удовлетворил русскую сострадательную душу. Я возжелал смазывать мирром раны русской интеллигенции, я сочувствую всем страждущим - и Глафире, и Ларисе, и Горданову, и Висленеву, а это для меня самый важный итог фильма. А-то я грешный боялся назидательности. Нет, всё-таки жалость и сострадание к грешникам в фильме возобладали. И это пожалуй удача режиссёра и актёров.
Я всё никак не могу успокоиться после просмотра сериала. Это полное оболванивание молодежи, не знающей историю революционных движений в 19 веке. Пафос Лескова состоял в мысли, что нигилизм приводит к криминалу. Это специфический общественный спор того времени. Речь исключительно о нигилизме и о его месте в системе общественных ценностей того времени. Кто из нас сейчас знает нюансы нигилизма? Позволю заметить, никто, кроме специалистов. И даже Достоевский считал фабулу произведения неправдоподобной и надуманной, а сам Лесков считал роман самым неудачным своим произведением. Достоевскому виднее, ведь он тогда жил. Сравним с современностью - мы ведь, живущие сейчас, ловим нюансы, что правда, а что непрвда в отображении нашего времени. Достоевский сам сочинял и неизвестно был ли такой Раскольников и убиенная старушка, или была ли такая Кроткая. Но есть некий предел допустимого, который нарушен у Лескова, если современный ему литератор Достоевский так сказал как литератор литератору. И вот современный режиссёр и заказчики сериала под дату 17 июня 1998 года - день захоронения останков Николая Второго и его семьи - выспускают сериал. Выставлены некие носители якобы революционных идей, вскользь упоминается название - нигилисты, но на это мало кто обращает внимание, пафос отточен под неких революционером, способных на криминал и беспредел, и в головах зрителей сразу срабатывает переключатель ассоциативных рядов - аааа, это те, кто убил Николая Второго и его семью. Дело сделано. Криминальная цепочка от русских нигилистов, недоучившихся разночинцев-студентов и дворян протянута, связь в головах установлена. Горданов такой негодяй оставил Ларису, а значит способен убить царя. Вот такой несложный пасьянс в головах к дате и событию - расстрелу царской семьи. Чтоб вопросов не возникало что да как. Нигилист Горданов с Глафирой Бодростиной по мере продвижения сериала всё более приобретают демонические черты уголовников. Глафира Бодростина всё более напоминает не даму, а содержательницу малины или притона. Все границы вкуса нарушены. А как же ещё показать и главное навязать зло революционеров-нигилистов? Надо наладить ассоциативные цепочки зрителького знания об уголовных малинах хотя бы из "Калины красной" или многочисленных следствий, которые вели знатоки и местах встреч, которые не изменить. А там и до расстрела царской семьи проложить логический мостик. Мол на всё способны, они такие. Так и вспоминается великолепный фильм "Даун-хаус" с его великолепным показом штампов мышления. Как это делается, в смысле штампы. Там генеральша в исполнении Барбары Брыльской говорит с неподражаемой серьёзностью: "Ох Китай, прямо дичь какая-то. .. такие вот традиции". Да, так что после сериала "На ножах" так и хочется сказать - ох эти нигилисты, прямо дичь какая-то, такие вот традиции. Но не надо забывать при этом, что все мы идиоты и это не самое худшее, потому как диагноз описан самим Достоевским. Остаётся только вооружиться магнитофоном и танцевать как танцевал Князь Мышкин в приемной генерала, а Ганя спрашивал у секретаря: "Это что за упражнение?". Исключительные мы люди.
Фильма явно канализировал революционную Российскую идею в русло интеллигентских чаяний, что мягко говоря неверно. Русская интеллигенция ловила флюиды, но не была движущей силой разверзшихся хлябей небесных. Что мы и имели честь наблюдать в роковые минуты процессов 90-ых годов. Как сказал один наш лидер - процесс пошёл. И на что мы там влияли? А ни на что. Интересным образом на небосклоне мировой истории появились две королевские особы Екатерина Вторая на Российском престоле и королева Виктория на Английском престоле. Одна правила в 18 веке, другая в 19 веке, но обе определили Мировую историю 20 века. Екатерина Вторая родила императора Павла Первого, у которого было 10 детей. Его дочь Мария Павловна родила дочь Августу впоследствии германскую императрицу и королеву Пруссии, супругу Вильгельма I. Дочь Августа родила Фридриха III. А вот Фридрих III женился на Виктории, королевской принцессе Великобритании, первенце королевы Виктории. Дочь королевы Виктории и праправнук Екатерины Второй Фриндрих III родили Вильгельма II. Ну что же удачная селекция для развязывания Первой Мировой войны. Вильгельм II внук королевы Виктории против Николая II, называлось это Гремания против России. А в это время Георг V другой внук королевы Виктории удивительно похожий на Николая II наблюдал и раззадоривал королевских родственников. Мировой пожар праправнуков Екатерины Второй и внуков королевы Виктории, приведший в итоге к низвержению монархий. Догадайтесь с трёх раз, какая монархия до сих здравствует, а кого уже нет. Англия с Америкой в лице Антанты ещё пасли российскую Белую гвардию в России, чтоб чего не натворили и случайно не выиграли, пока не убедились, что Ленин и Троцкий победили окончательно. Ну а мы льём мелодрматические слёзы над Колчаком, виним во всём русскую интеллигенцию, благо русская литература 19 века дала много литературного материала, пытаясь понять что же присходит на Российских просторах и так удачно вуалируя высокие интриги королевских дворов, виноватя опять-таки русскую интеллигенцию из провинций и столиц. Мы хороним останки последнего русского царя, чью династию так удачно загубили во время Первой Мировой, развязанной внуком королевы Виктории и праправнуком Екатерины Второй Вильгельмом Вторым. Хороним под фрейдистский виноватый плач русской интеллигенции, навеянный так удачно сериалом "На ножах" в нужный 1998 год, когда Немцов с Ельциным захоранивали останки царя. И великая русская актриса Елена Майорова становится агнцем на заклание. Да будет Земля ей пухом, Близко к сердцу приняла очередные политические игры, сердечная. Знак судьбы. Русская интеллигенция слишком много о себе мнит, что она способна влиять на ход истории. Под струящийся эфир. Может и способна, но где-то там на небесах, где она наблюдает за всеми играми уже пост-фактум. Считаю сериал "На ножах" 1998 года удивительным культурным феноменом нейролингвистического программирования эпохи Ельцина. Ретрокультурный лист Мёбиуса, заворачивающий интеллигенцию конца 20 века в 19 век с неожиданным совсем не тем эффектом, на который рассчитывали заказчики. Всё вдруг становилось таким ясным и очевидным - никто из русской интелигенции ни в чём не виноват. Процесс над русской интеллигенцией разваливался на глазах как и ткань фильма. Знаменательное изгнание бесов из Платонова, совершённое Михалковым в "Неоконченной пьесе для механического пианино", окончательно завершилось сериалом "На ножах". Никто ни в чём не виноват. Мы можем вздохнуть свободно.
Нет это просто какой-то фейерверк мистических опечаток:)) Вместо "КлЯчи от Российской государственной власти и были переданы от керенского Ленину." следует читать "КлЮчи от Российской государственной власти и были переданы от Керенского Ленину."
Зачем в 1998 году сняли сериал по этому произведению, смакуя все перипетии сюжета аж на 11 серий? Ничего особенно политического в этом второразрядном произведении не вижу, чего не было бы сказано маститыми и не поставлено в СССР - тут и Островский, и Достоевский, и Горький, и Тургенев, и Гончаров и т.д. и т.д. Всё мало-мальски значимое в области метафорических изысков, что и как приключилось в России и кто был инициатором и катализатором явным и неявным всей революций - всё это известно из Советского кино. Интеллигенция, дворянство пригвождены давно, всерьёз и надолго. Нигилисты и иже с ними всякие там студенты-разночинцы и самые, что ни на есть, дворяне. Они все скопом оболганы и обвинены, так же как обвинены шестидесятники, которым даже крохи с барского стола фарцовщиков не достались. Шестидесятникам уже по 75-70 лет, они уже отходят в мир иной, доживая на свои пенсии, а их всё поминают как ту самую интеллигенцию, что развалила СССР. Ловко придумано. Так же придуман миф про развалившую Российскую империю интеллигенцию. Что же нам явили в 1997 году, достав скелеты 19 века из шкафа, благо там пылятся нигилисты? Достали произведение Лескова, отряхнули и придали ему некий неясный сумбурный политический смысл. В 1998 году надо было выпустить пар и оборотить гнев общества опять на несчастную русскую интеллигенцию. Всё это в рамках захоронения костей Николая Второго, я также причисления его к лику святых. Благо в обществе такой сумбур в понимании, кто такая русская интеллигенция и в чём она виновата, а может быть и не виновата, но кому это надо не виновать? Конечно, русская интеллигенция виновата во всем, в том числе и в расстреле царской семьи - надо же было заполнить такой фрейдисткой виниватой мыслью головы тех, кто будет наблюдать за захоронением по ТВ. И посвятили промывке и подготовке мозгов 11 гипнотических серий, благо дял гипноза есть там такой сквозной персонаж некая блаженная девушка, которая всё гето там ворожит и деструктурирует созание зрителя, а персонаж Ирины Розановой ей подмахивает, типа подымает ставки девушки и играет на мелодраматическое усиление мистики. И вот был поставлен длиннющий сериал аж на 11 серий, дабы в мозгу отпечаталось. А знающие люди утверждают, что 11 - это масонское число, традиция восходит аж к егопетским масонам. Некоторым же невдомек, что произведение могли не печатать по причине его слабой художественной ценности на фоне великого. Так нет его отряхнули и выдали за некое конспирологическое открытие. 11 серий должны были втемяшить в головы в основном молодежи, что русская интеллигенция - это сплошь предатели и извините придурки. И что надо вам милой молодежи идти за прогрессом иностранным корпораций, если не хотите погрязнуть в русском. Короче католики и протестанты на миссионерском марше против православия. даже батюшка Евангел вышел какой-то не русский, а скорее с намеком на свякие там евангельские секты. Но это уже высшая математика религиозных миссионерских раскладов. Но в мозг молодежи вползает антиправославная змея, несмотря на то, что Николая Второго причислили к лику православных святых, а есть какой-то осадок, что здесь побывали католики и протестанты. Благо русский царь вместе со своим двором и государственными мужами опекал Мальтийский масонский орден. Русская государственность просто погрязла в масонстве. Кого там ни возьми все масоны. Петербургские ложи «Орла Российского», «Петра к истине» и «Соединенных друзей», симбирская ложа «Ключа к добродетели». О этот Симбирск давший нам Ленина и Керенского. Клячи от Российской государственной власти и были переданы от керенского Ленину. Благо, что они оба были сыновьями Симбирских учителей. Владимир Ульянов учился в Симбирской гимназии, руководимой Ф. М. Керенским, отцом А. Ф. Керенского, будущего главы Временного Правительства (1917). Куда там бедным нигилистам, когда масонские ложи были на марше. Но молодёжи преподнесли эту жвачку про нигилистов в виде сериала "На ножах" 1998 года. А на кого ещё нацелено всё это, если не на молодежь? Не на тех же, кто постарше и знает толк в литературе. А теперь ещё ближе к фильму. Скажу прямо, смотреть больно на актёров и порой стыдно. Все переигрывают, все что-то выжимают выспренное из себя. Где-то с середины сериала за неимением уже материала, все начинают шаржировать и свои образы и самих себя как актёров. Единой режиссёрской задумки образов и ансамбля нет. С той же середины так называемый ансамбль начинает разваливаться и дисгармонировать. Режиссура начинает разваливаться. Кто в лес, кто по дрова. Виноградов играет шарж, гротеск, клоунаду. Майорова, да будет земля ей пухом, и Добрынин выдают надрывную трагедию в стиле греческих трагедий Софокла. А Алла Будницкая выдаёт на гора стиль старорусской сказки с эдакой старушкой-бабушкой, похожей на бабушку из Красной Шапочки. Особенно смешно это начинает смотреться с момента, когда Лариса пришла в её опочивальню попросиь поиграть на лютне. Этот чепчик. Алла Будницкая - такая элегантная актриса и на тебе эти старушечьи наряды. Куда художник смотрел? Ну да ладно. Ольга Дроздова играет современную гламурную девицу. А её жених-муж играет ни много, ни мало самого Христа как всегда в идиотическом стиле по-Достоевскому как повелось на Руси. И весь этот паноптикум должен по идее изображать расклад политических сил. Плюс некая блаженная девушка, двигающая предметы, для устрашения и кодирования в стиле Кашпировского. Короче жуть. И ещё Ирина Розанова, которая изображает саму чистоту и мудрость и авторитетон своей чистоты повышает ставки этого гипноза. Ну а так как молодёжь у нас образована на бразильских и американских безвскусных и даже дурновкусных мелодрамах, то всё это должно бить по слезливым мелодраматическим гормонам молодежи, на которую это всё действо и рассчитано, затушёвывая исторюкак науку и продание ей смысла мелодрамы. над игрой актёров и режиссёрской задумкой надо ешё подумать, возможно там всё сложнее. Сам по себе фильм высокого полёта и смысла. Далеко не проходной. О многострадальная русская история, кто над тобой только не работал. Каждая из 11 серий начинается видом башен - два вида башен - одна башня и сдвоенные башни. Сериал полон масонской символики. 11 как уже указано выше - масонское число. И начало серий перемежается - то одна башня, то две. Одиннадцатая последняя серия начинается видом двух башен-близнецов. Не исключаю, что смысл Лесковского произведения шире, чем обвинения нигилистов и иже с ними всей дворянской и студенческой шелупони на фоне государственных маститых масонских мужей. Вполне возможна провидческая искра как у Лермонтова, которого всё пытаются затолкать в ненужные лишние "Герои нашего времени", а он всё вырывается своим "Пророком" и "Демоном" из клише лишнего человека.
Мне фильм очень понравился, тем более у меня в этом фильме играет систра.Татьяна Бибикова. Я очень рада за нее и вся наша семья наблюдает за ее карьерой.
Хотя мы надеемся что она еще сниметься в других фильмах и на главных ролях.
Мы Любим тебя Танюха и ждем новых фильмов.
Общий RSS-поток отзывов - http://www.kinoexpert.ru/allblog_rss.aspВнимание: если Вы заметили какие-нибудь неточности или у Вас есть какие-либо дополнения о фильме `На ножах` - то вам сюда.