Краткое содержание: Отправившись всем коллективом за грибами, сотрудники типографии, от души погуляв по лесу, уставшие, но довольные собрались в обратный путь. Заметив, что среди грибников нет одной женщины, они с легкостью поверили в версию ее раннего отъезда на попутной машине, и уехали домой, оставив ее в лесу...
Грибной дождь. Актёр Заманский - это связующее звено между СССР и новой Россией. Это неизбывная тоска думающей интеллигенции, которую засасывал монстр перестройки, явивщийся нам впервые в его диссидентской ипостаси. Грибной дождь - это дождь роста, это радость. А радостей не так много в жизни. Итак председатель профсоюза везёт рабочих типографии на радостный праздник сбора грибов в лесу. Душа требует радости бытия и работники фабрики считают денёчки до субботы, чтобы раненько-раненько поехать в лес. И.о. директора типографии препятсвует этому, ему не до радости, ему надо завозить оборудование. Зачем председателю профсоюза понадобился праздник для рабочих? Ведь неспроста. Выдохлись рабочие и это чувствует профсоюз. Труд должен быть с радостью и для людей. Это полностью перекликается с мыслью фильма "Садовник" - Олег Борисов в главной роли. Яблочный сад для него - это в первую очередь радость Бытия. Та же тема яблочного сада в фильме "Кому на Руси жить", когда лихой колхозник изводит свой сад, протестуя против налога на сад. Итак народное сердце ЖАЖДЕТ РАДОСТИ. Приобщение к лесу - это как окунуться в народную сказочную культуру, раствориться там. Бальзам на израненную душу. Каждый в лесу проводит время в своё удовольствие, залечивая раны, уходя в себя, отсыпаясь, думая, бегая, изобретая и даже собирая грибы. И вот время возвращаться. Собрались и уже отъехали, но одна девушка вспомнила, что забыли старуху. Развернулись и ещё часа полтора искали старуху, не нашли и сошлись на том, что она уехала, вроде как ребёнок видел. Проголосовали возвращаться. Уехали. И тут показывают лес и там возле дерева старуха, ей плохо и она судорожно глотает валидол. Она одна, уже даже не сказать забытая, просто оставленная, ненайденная. И далее сюжет разворачивается вглубь и вширь. То углубляется в семейные тайны работников, то берёт проблемы типографии. И вот дело доходит до милиции и всем предприятием едут в лес искать старуху. Не находят. Разговор между и.о. директора и председателем профсоюза. А старуха оказывается вышла на дорогу, её забрали в совхозную больницу, она там подлечилась, отдохнула. Инкогнито. А потом назвалась и её отвезли на Скорой в город, где случайно главный инженер типографии оказался рядом с этой машиной. И он понял, что везут вот эту потеряную старуху. В конце фильма образ старухи обретает демонические притягательные черты. Незаметная старуха, пенсионерка становится главной идеей общества. Зеркалом общества. И что интересно она сама это понимает со всей народной мудростью. И оказывается, что вся жизнь - это мелочная суета. Любовь, производственный план - всё суета сует перед неожиданным величием старухи как идеи человека. В фильме есть двое, которых эта идея человека мучает - это председатель профсоюза в исполнении Заманского и директор детского дома в исполнении Гостюхина. Они какими-то потаёнными духовными путями сумели выделить вот это важное - главное это человек. И нет ничего важнее человека. Главное это духовные всплески человека, выражаемые через поступки. В фильме масса поступков, то как мы проявляемся в повседневной жизни. В этом фильме можно также рыскать искать грибочки под кустами, в эпизодах, сценах фильма. И вдруг невидимым неожиданным духовным прожектором фильм выхватил и поставил в центр старуху - обычную работницу топографии, которая какими-то неисповедимыми путями, своей простой жизнью вдруг стала главной фигурой Бытия, на ней сошёлся смысл Бытия. Она стала точкой концентрации духовности всех и обрела черты святой. Это был 1982 год. Потом эту старуху, конечно, измотали перестройкой и она канула в Лету, но у тех, кто понимает, что человек это важнее всего, остаётся вот это чувство, что забыли где-то в лесу старуху ака историческую идею, смысл Бытия. Прольётся ли очищающий Грибной дождь? Позовёт ли он нас в лес по грибочки к истокам? В 1982 году мы ещё знали, что важнее всего человек. А что мы знаем сейчас? Где оно то связующее звено между СССР и новой Россией? Где те люди, которые остановятся под слова песни Окуджавы - "Для чего мы пишем кровью на песке?
Наши письма не нужны природе." ОНИ ЕСТЬ ВНУТРИ НАРОДА И ЭТО ГЛАВНОЕ. "Спите себе, братцы, все придет опять:
новые родятся командиры,
новые солдаты будут получать
вечные казенные квартиры.
Спите себе, братцы, все начнется вновь,
все должно в природе повториться:
и слова, и пули, и любовь, и кровь...
времени не будет помириться."
Да, фильм-предчувствие, фильм-предостережение. Для начала 80х ситуация малоправдоподобная, сам работал тогда на производстве, но уже чем-то таким, равнодушно-общечеловеческим в воздухе потянуло.
В фильме снималась Татьяна Кравченко. У неё там одна из главных и ключевых ролей. По-моему тонкий психологический фильм. Сейчас бы сняли с надрывом. Представьте себе современный римэйк - искусственность чувств пёрла бы изо всех щелей. И тогда оцените тонкость этого фильма.
Мура. Звучит как увлекательный сюжет, а на самом деле скучный фильм. Режиссер пытался изобразить людское безразличие но у него это получилось вяло и неинтересно.
Общий RSS-поток отзывов - http://www.kinoexpert.ru/allblog_rss.aspВнимание: если Вы заметили какие-нибудь неточности или у Вас есть какие-либо дополнения о фильме `Грибной дождь` - то вам сюда.