Награды и примечания: Прокат (1983, 11 место) - 25.6 млн. зрителей.
Олег Янковский - лучший актер года по опросу журнала "Советский экран".
Краткое содержание: Жизнь случайно столкнула двух людей. Бывший спортсмен, обаятельный молодой человек, и библиотекарь, внешне невзрачная, но сердечная девушка, заключают между собой соглашение: с помощью аутотренинга влюбиться друг в друга...
Не похоже, чтобы Веру вообще интересовали мужчины. Она затеяла эксперимент для интереса, чтобы помочь бедному опустившемуся пьянице и вот этот опустившийсы пьяница пробудил в ней инстинкт пола.
Автор: [01.11.2023, IP: 185.175.35.134]
В кратком содержании описали главного героя, как обаятельного молодого человека, только не указали его один небольшой недостаток - пьяница.:))
Вера работает над своим внутренним миром, косметикой не пользуется, за модой и волосами не следит, но спортивный костюм как у бомжа с помойки.
Автор: [29.03.2022, IP: 185.175.34.134]
Вера,конечно,девушка добрая и сердечная, но явиться одной в квартиру к незнакомому человеку, ещё и пьяницы! Показательная дура!
Автор: [07.02.2022, IP: 147.236.146.27]
В кратком содержании написано, что Вера девушка. Какая девушка? Взрослая тетка!
Автор: [27.12.2021, IP: 185.175.35.170]
Аферистка такую необычную тряпку подбросила, как будто специально сшила для обмана.
Автор: [28.08.2021, IP: 185.175.34.195]
Вот увидела бы Наташа квартиру Игоря,сбежала бы как чёрт от ладана.
Автор: [25.05.2017, IP: 2.55.146.30]
Что за цветы все время крутит мама Веры?
Автор: [20.04.2017, IP: 2.55.179.47]
Только в этом фильме и в "Самой обаятельной..." в фильмах того времени был аутотренинг.
Автор: [01.08.2016, IP: 82.81.32.169]
А может быть так: хотели и не могли?
Автор: [12.05.2015, IP: 188.162.185.20]
А в какой книге умница Вера вычитала, что у женщины на первом месте должны быть внутренние качества и не нужно тратить время, чтобы следить за своей внешностью?
Автор: [25.04.2015, IP: 79.176.120.220]
А что это была за книжка, которой грозил Игорю отдыхающий?
Автор: [09.04.2015, IP: 79.176.193.221]
Тут много спорят про героиню относительно ее внешних качеств. Только одно замечу: в момент когда она истерически кричала на свидании с художником, попутав героя её вечера, - она была превосходна! Выше всех похвал!!! С уважением...
Какая Вера крокодилица в начале и какая красавица в сцене объяснения в любви!
Автор: [13.01.2015, IP: 109.160.247.164]
Друг у Игоря все-таки сволочь, просит у Веры деньги.
Автор: [27.12.2014, IP: 31.210.186.33]
Друг у Игоря все-таки сволочь, просит у Веры деньги.
Автор: [27.12.2014, IP: 31.210.186.33]
Как великолепны главные герои фильма,второстепенные и эпизодники, особенно спекулянтка!Но женщина, просящая Веру помочь и журналистка - плохие актрисы!Неужели нельзя было подобрать что-то получше?
Автор: [19.10.2014, IP: 188.115.175.143]
Молодец Глушенко!Не испугалась в такое чучело перевоплотиться.
Автор: [10.08.2014, IP: 62.16.4.74]
Не знаю другого такого пронзительного фильма о любви.
Автор: [28.07.2014, IP: 188.115.156.160]
Ну вообще, почитаешь отзывы...Мне кажется,главное в этом фильме- то,что герои сумели увидеть друг в друге "что то хорошее, оценили это и начали любоваться"! и потом глаз не могли оторвать! Они готовы к любви- он, неудавшийся спортсмен, разведён, видно, жена обобрала до нитки,потерявший надежду встретить любовь,пьёт,комплекс неполноценности,что не смог таки стать чемпионом. Она- некрасивая, ненравящяяся мужчинам девушка, где то смирившаяся с этим, сконцентрировавшаяся на внутреннем мире, покрывшаяся "коростой"- я бы сказала, защитной оболочкой от могущих ранить людей. А сама тайно мечтающая о любви...Не думаю,что у неё " был кто то":)) (Так что Игорю удалось стать первым;)
И аутотренинг действует. Так я встретила своего мужа! вместе 13 лет...
Читая разговор о бабочках вспоминается детская сказка "Баранкин,будь человеком!".Там описывается подробно все,что делают с бабочками после того,как они попали в сачок.
Автор: [09.06.2012, IP: 130.0.50.58]
Бабочек изучает раздел зоологии энтомология. Здорово Вы свели человека к бабочке. Это миф о Золушке вообще-то. О бабочках и мотыльках "Дюймовочка", но тоже хорошо. Но Вы забыли, что ей достался не принц, а очень даже наоборот проблематичный товарищ. У Вас хорошо получилось описание этой рефлексии из фильма: "Так, стоп, что сейчас произошло". Именно постоянная рефлексия и страшно удивила зрителя 1982 года. На самом деле это был фрейдизм чистой воды. Такой же сеанс фрейдизма провели в фильме "Самая обаятельная и привлекательная" 1985 года. И в малоизвестном фильме с известными актерами Мягковым и Вознесенской "Оглянись!.." 1983 года. Вы незря вспомнили о бабочках. Все три фильма препарировали человека и пришпиливали его как бабочку к гербарию. В этом было что-то от маньяков. И такой фильм был уже к тому времени "Коллекционер" 1965 года - я оставил отзыв там на странице. Неисповедимыми путями сейчас обсуждается фильм "Город зеро", где как всегда тон задает Маматков Петр: "Начиная с этого фильма, советский зритель навсегда лишался возможности располагать внятным контекстом чего-либо. Он навсегда разучался УЗНАВАТЬ. Узнавать - кого? Себя, конечно. Вопрос поставленный фильмом: кто МЫ такие?" Так вот прежде чем нас разучили узнавать себя, нас сначала очень мерзко рассмотрели изнутри. Ясно, что кино не стесняется крупных планов. Но всё было как бы в меру до "Влюблен по собственному желанию." До этого фильма люди уважались. Соблюдался статус кво между зрителем и способом влезания в его душу. Зритель был в относительной безопасности, что не получит в евойною морду. А тут получил по полной программе. Нас заставили подсмотреть в замочную скважину - все вместе участвовали в этой бесстыдной процедуре - нас повязали общим грехом нарушения табу - мы залезли в постель к тем, кто не защищен и весьма слаб в этой жизни именно из-за обостренной совести. Нам вскрыли первый пласт нашей совести и таинства бытия. Из-за этого мы ослабели. Первый петух пропел. Первое предательство своей совести. Потому и название фильма как формулировка увольнения "Влюблен по собственному желанию" - "Уволен по собственному желанию". На самом деле нас приучали к бесстыдному подсматриванию давно. Впервые подсмотрели как дети пишут сочинение в "Доживем до понедельника". И начинаешь вспоминать, а может быть и раньше? И понимаешь, с какого-то момента Советское кино подсматривало за жизнью людей. И вообще кино. Это главный грех кино - подсматривать. И вовлечение в групповой грех зрителей - подсматривание. Я бы включил заповедь в закон - не подсматривай! Потому и психокатарсиса нет, что подсматриваем, а не смотрим. И что-то начинает скрежетать по сущности, когда понимаешь сколько моментов психокатарсиса не прожито именно из-за греха подсматривания.
Да, магия вуду - это сильно)))) На самом деле на протяжении всего фильма показываются разные этапы в жизни человека - в начале фильма как младенца выносят из роддома, далее - детей 3-4 лет, потом школьников, ну и т.д. И под конец фильма - пенсионеров на лавочке в парке.И еще, в финале фильма опять-таки, когда герой Янковского смотрит в окно - там он видит различные сцены, но так же все четко по возрастам, этапам - младенец, потом постарше, потом студентка над книгами, потом свадьба, потом мама с ребенком, потом мужики "в карты режутся", а дама лет 45 маску делает)))) Это все к чему. Создатель фильма как бы намекает нам - жизнь человек так же циклична, как и все в этом мире, за зимой идет весна, за весной лето и т.д. и все по кругу. Это закон мироустройства. Что произошло с нашими героями - они выбились из вселенского ритма, произошел СБОЙ. Так мне видится. И чтобы этот сбой ликвидировать, выправить, произошла эта якобы "случайная встреча". Замечу, что сотни тысяч людей-таки спиваются, и остаются одни на всю жизнь. Но героям дан ШАНС. И они шансом воспользовались. Но поводу "насилия над собой", "любви по собственному желанию" - это поначалу, перелом произошел в тот момент, когда они гонялись друг за другом среди каких-то камышей, когда он ее поцеловал, вроде бы так, шутя. И там ведь постоянная рефлексия - "Так, стоп, что сейчас произошло", "Что-то изменилось, что-то происходит", "Есть, товарищи, екнуло, пошла искра!!!" То, что мы видим в конце фильма - это не принуждение, это момент возврата к естественному ходу событий, у них у обоих "щелкнуло". То, что там кто-то хихикал -это все невежество, мало ли скудоумных на свете? Мне вообще понравился фильм, очень психологически верно многие вещи показаны. Я считаю это фильм о людях, которым дали шанс не столько измениться, сколько раскрыть себя, это фильма о Неслучайной встрече.
По сути, Вера сама себя заточила в этом коконе "некрасавицы", это какие-то страхи, комплексы, которые сформировали этот неприглядный образ. И ее преображение, я думаю, это просто момент появления бабочки из куколки (или из кокона, я не сильна в зоологии, ну, вы поняли....)))))))
Фильм "Влюблен по собственному желания" поставил крест на русской силе, вбил осиной кол в гроб русской спяшей красавицы. Спяшая красавица оказалась лохушкой брака, где она благодарит мужа за доставленное удовольствие брачное ночи - бытовая проституция под прикрытием брака. Я лично видел, как народ смеясь выходил из зала. 1982 год - вот оно начало духовного истончения российских фильмов. Русская спящая красавица до сих пор в секс услужении то у спортсмена, то у бизмесмена, то у бандюгана, то есть у быдла. Фильм "Влюблен по собственному желанию" вогнал русскую любовь в прокрустово ложе бытового ритуала, что после этого стал ещё изошреннее, например секс в туалете бара. Всё те же "Аленушки" и собственное желание перечисленных выше категорий мужчин.
Вообще библиотекарям не везло в Советских фильмах и традиция перетекла в Российские. Эдакие девочки для бития, что вообще необоснованно. Мало зарабатывали, но были хранителями книжной традиции, что может быть благороднее? Библиотекарем была Лена Бармина, но эта девочка была обласкана - как же библиотека подарена отцом народу. Исключение из правила, что подтвреждает правило. Далее пошли - вторая жена Касаткина - нелюбимая, гонимая, хотя весьма симпатичная, но не дающая мечты для Касаткина, не "Единственная". Далее героиня фильма "Влюблен по собственному желанию" - библиотекарь, которую опять повозили носом по батарее - некрасивая, полная, бедно одетая, на грани срыва. И показали, как атлет уговаривает себя её полюбить. Короче феминизм на грани фантастики. Лучше оставаться девственницей, чем попасть в такую ситуацию. Девственность даёт женшине духовную силу, как выяснилось в результате исследований. И наконец удивительная перверзия с библиотекаршей уже в наше время. Она становится жертвой и мстителем - фильма "Бубен, барабан" 2009 года. Следующий фильм я предлагаю снять Балабанову в стиле "Кочегара" и вынести уже эту сакральную профессию в заголовок "Библиотекарь" о том, как библиотекарша окажется маньяком, залить книги жертвенной кровью. Вот это будет правда - книги и кровь тем более, что капли уже пролились в "Бубен, барабан". Сакральная кровь на книгах - это будет посильнее, чем огонь библиотеки в "Имя розы". И если бы библиотекарша в фильме "Влюблен по собственному желанию" не была упакована в мешанский брак с радостями бытовой проституции, то из неё бы вышел толк - она бы стала весталкой, ведисткой, сильной духом женщиной и на что-нибудь сгодилась бы в смысле духа.
Конечно, два несчастных человека, которых выставили на всеобщее обозрение. Хотели показать как два несчастных человека случайно знакомятся и у них возникает духовный контакт, но до конца тему не раскрыли. Всё ложно. Недосказанная правда везде сифонит. Если они и могли сойтись, то на очень высоком понимании себя и времени, а для этого надо говорить много правды. Авторы взялись за сложную тему и решили её в облегченном ключе, которые в те времена вызывал недоверие у зрителей. Я помню как зрители уходили с пренебрежительным смехом из зала. И это правильно, потому сами авторы высказали фильмом перенебрежение к человеческой личности.
Это так сказать последняя гастроль актера и всё, конец разгульной жизни :) Не пришлось ему по душе. Захотелось настоящей любви, хотя чакры уже раздолбаны. На самом деле показан очень тонкий психологический процесс возврата к себе, к своей сушности на фоне патологии разбитых чакр и запутанных волн. Фильм - трагедия мужчины и женшины.
Ну тоже не совсем верно - у русских в почёте здоровая, работяшая женщина, умеющая родить здоровых детей. И героиня под эту категорию подпадает - здоровая, работящая. И герой правильно заметил - немного физкультуры, приодеть и всё будет на месте. На лицо она тоже достаточно приятная. Так сказать русский стандарт против американского стандарта. Кстати Советские фильмы о любви уделяли большое внимание подбору пар. Это женится на этой, а тот на той. Прямо как в фильме "Не может быть", когда Сонечка из балетных пытается составить новые пары после разоблачений и драки. Ведь семья как ячейка общества воспитывает ребёнка и первая внушает ему соц. мораль. И этого очень боялись идеологи. У русских как-то не было традиции понимания, что семья это ячейка. Сходились по любви, титульная нация, боязни раствориться не было. А вот у евреев этот вопрос стоит сложнее, поэтому составление пар там сложный процесс. И вот такой процесс составления пар стал навязываться народу.
Поклонник, давайте всё-таки уточним: не в христианских традициях, а традициях Достоевского. У русских в почёте как-то всё больше "красна девица". Одна была, Василиса Премудрая, так всё равно была далеко не тгдумский конь.
St. хорошо сказано о душе. Сражён наповал. Неожиданно и в точку. Б.С., я думал о Достоевском и вдруг увидел Ваше упоминание о Сонечке Мармеладовой - вот видите - какие биотоки. Вот и выдал речь. И не зачем-то,а к месту. Дело в том, что если бы мы были воспитаны в христианских традициях, то обсуждения зачем и почему он полюбил неказистую девушку не было бы. Мы бы поняли его сразу и именно в духе Достоевского - душа спортсмена преобразилась. Вот и всё.
St,я думал о регистрациях-дублях, когд у Вас спрашивал, почему не зарегистрируетесь. Но, вроде, к вашему нику не подобрать "дубля".
P.S. Учетные данные я не проверяю, но если зарегистрированный человек вдруг понесёт что-то существенно отличное от себя прежнего, то выявить подделку будет не очень сложно. Не забываем, что отбор "все сообщения" идёт уже полный, а не как по ай-пи (человек может иметь море сообщений, а вылезут только 2-3).
Мне было просто интересно, вот и спросил у St. Если Mizio держит кого-то за.., то это вполне характеризует человека, как адекватного (как минимум), не националиста и черпающего факты из проверенных источников, а не из новоможной литературы. А вот если бы меня Mizio держал за интеллигентного человека, я бы задумался... Теперь прошу уточнить - какие именно перлы я выдаю. Вы, Поклонник, peace door ball :-), правда в хорошем смысле этого слова. Вам Мармеладову привели в пример, как исключение из "образа" проститутки, а Вы зачем то целую речь толкнули. На основании легенд и мифов Древней Греции неохота фильмец трактануть?:)
P.S. "Слон в посудной лавке" - миф, развенчанный британскими разрушителями мифов.
Спасибо, спасибо насчёт интеллигентности - моей то бишь :)) Улыбнуло, понравилось, польстило, возгордился до небес и нажил себе врага в лице Боевого Слонёнка. Слонёнок, не беспокойтесь, Вы мне нравитесь тем, что влезаете в драку как слон в посудной лавке и роняете невзначай перлы вокруг. Просто ими фонтанируете. Например Ваше упоминание всуе Сонечки Мармеладовой поднимает целый пласт Достоевщины, из которого (из пласта) выросло всё кино вообще и наше и их. В данном случае про пьянь. Все пьющие мужики - это Дмитрии Карамазовы. По степени поведения в пьянстве и творческого осмысления оного - кино выдало на гора такой сонм дмитриев карамазовых, что критикам уже пора выдумать единицу измерения в этих самых дмитриях. Помните как в мультике - а в попугаях я длиннее. Я понимаю, что степень моей интеллигентности упала до нуля при упоминании мультиков - как будто не к чему больше аппелировать интеллигентному человеку (то бишь мне:)), но что поделаешь. Я дитя своего времени. Так вот спортсмен Янковского конечно ближе к Дмитрию Карамазову, чем Генри Чинаски. А образ Альмы, созданный Geraldine Page, ближе к Грушеньке правда вначале её пути. Ей ещё предстоит войти и выйти из казино с каким-нибудь Дмитрием. Врач-Джонни скорее Иван Карамазов, не дотянул до Дмитрия. А образ Веры во "Влюблён по..." - это конечно жена самого Достоевского Фёдора Михайловича.
И как ни печально, сам Генри Чинаски скорее Фёдор Карамазов - Отец всех Карамазовых. Фёдор - щедро наделивший сыновей силой и здоровьем и сонмом психических отягощений.
Б.С., для наглядности мною была умышленно проведена ПУНКТИРНАЯ линия под ЧЕРНЫМИ (тоже умышленно) буквами написанного ника. Читающие нас, на "Берёзе" показали Вам вариант "ноль в ноль" (с открытым электронным адресом). Признайтесь, участвуя в обмене мнениями на форумах сайта, Вы всегда дотошно изучаете регистрационные реквизиты оппонентов, вскрывая зелёную неваляшку? Вот и я о том же.:-). Главное - Вы поняли бесперспективность Вашего предложения?
Poklonnik, а Вы, оказывается, интеллигентный человек!:-)). Раз слышали и смотрели фильм реж.П.Гленвилла "Лето и дым" с участием Дж.Пейдж. Надо, пожалуй, доложить об этом Mizio. Он-то Вас за...держит. Спасибо за высказанное мнение.
St, пока писал последний пост тоже вспомнил "Пьянь" с великим Микки Рурком. Думаю, Поклонник, в своей оценке фильма в чём-то загнул, а чём-то и прав. Прав в том, что люди разные. Герой Рурка реально кайфует от своей жизни - от опьянения (в котором он проводит чуть ли не половину времени), от драк. Он чувствует себя настоящим мужиком. Именно поэтому его больше устраивает его уродинка-алкоголичка, чем увядающая, но всё еще привлекательная женщина "из другого мира". Опять же из-за того, что "он чувствует себя мужиком" его поднимает в своих глазах и женская драка за него. Тут тоже с Поклонником не поспоришь. Скажем так, "Пьянь" - это вариант развития отношений Игоря и Веры. Разумеется с коррекцией на СССР-вский быт (надо работать, в баре дороговато, поэтому "жрать" приходится дома в пусиых стенах и с гораздо менее презентабельными (чем в американском фильме) алкашами). Просто при таком варианте развития отношей и фильма бы не было.
Интересный разговор выходит, что радует. И, главное, без повышенных тонов и "опусканий" собеседника. Я, пожалуй, буду микшировать Ваши оба поста. Итак.. [Да он спился, если называть вещи своими именами][Но как кто-то заметил некрасивых женщин нет]. Я бы не сказал, что он спился. Ему далеко до состояния "Мой муж пьёт каждый день и, кроме того, у него бывают запои" (С.Довлатов со слов жены его двоюродного брата). Он, пожалуй, пока еще бытовой пьяница, такой же, как большинство современных менеджеров - выпивает часто, по выходным посильнее. Про "некрасивых женщин не бывает..", как помните, заканчивается "бывает мало водки". В преломлении к данной истории очень актуально. Тут же хочется припомнить "Встречают по одёжке". В том смысле, что обычно для того, чтобы хотелось раздеть, женщина должна быть как минимум одета так, чтобы полученный образ нравился мужчине. Я, конечно, не беру во внимание просто красивых женщин или обладающих внутренним шармом. Этим, пожалуй, можно меньше обращать внимания на одежду. Но к таким Вера точно не относится. Как Вы говорили выше, о вкусах не спорят, поэтому [Девушка Вера ничем таким особо непрезентабельным не отличалась для того времени] опустим. Хотя отлично помню, что такие популярностью у мужчин не пользовались. Ну да ладно.. Не считаете дурнушкой, так не считаете. Хотя сама себя она считала, значит не без оснований. [И ЕЩЁ НЕИСПОРЧЕННОСТЬ, ЧТО ТОЖЕ ЕГО МОГЛО ПРИВЛЕЧЬ - ВЕДЬ НАВИДАЛСЯ ОН ОЧЕВИДНО ДОСТУПНЫХ И РАСПУТНЫХ.] Вот здесь, пожалуй, и есть краеугольный камень наших расхождений во взглядах на Веру. То есть Вы отдаёте приоритет моральным (в какой то степени ителлектуальным) качествам Веры, а я как-то смотрю (по крайней мере, считаю, что на это смотрел бы Игорь) на внешние качества. Тогда да, в Вашей модели Игоря, неиспорченность безусловно должна иметь вес. [А от чего собственно говоря запил? От бабы, наверняка.] Вот уж совсем не факт. Точнее, информации на эту тему ноль. Судя по предыстории, он скорее запил именно от "облома" со спортом и появившейся "дырой" в жизненном расписании. Пока он не стал настоящим алкашом (т.е. не стал неконтролируемо нажираться), иметь пропитое лицо, короче, непрезентабельный вид, он (как Вы правильно заметили) любимец женщин. Причём, то, что он не трезвенник, только добавляет ему притягательности. Стандартная схема "выпили и потрахались" с трезвенником плохо проходит. Чего ему переживать? Нужен ли антураж женщинам, которые на него западают? Да вряд ли. Он же не с директорами заводов общаются (хотя в известном кино про "Москву.." и директорше не нужны были ни деньги, ни положение мужчины). Они и сами то никакого особого положения и денег не имели. Тогда и люди, особенно простые, меньше значения отдавали деньгам или положени.Я посмею провести аналогию с Сергеем Довлатовым, который отличался довольно внушительными габаритами и был довольно неплохим боксёром. Так вот он сам писал, что женщин в нём влекл не его взгляды на поэзию или литературу (всё-таки товарищ в соответствующем ВУЗе учился), а именно "животная сила". У Игоря этого "животного" тоже хватает. По поводу его пьянства я соглашусь, что это потому, что он не состоялся. В рабочие Игорь пошёл по всем признакам по очень простым соображениям - делать больше ничего не умеет. Он же гордый - пойти и поговорить со спортивным начальством после того, как его кинули ему совесть мешает. Ну а какое умение у бывшего спортсмена в рабочей специальности? Примитивные детали точить на должности токаря низшего разряда. Поневоле почувствуешь себя лишним в жизни. "Здравствуй и прощай" не смотрел, зато смотрел "Любовь и голуби", где человек тоже легко купился на "скромное обаяние буржуазии" (не в том смысле, в каком в одноимённом фильме, а просто на антураж и обращение с ним героини Гурченко). И, кстати, насколько помню, в результате и смотался, т.к. от него стали требовать соответствующего поведения, более сложного, чем на селе, к которому он привык). Наелся ли Игорь богемной красоты - это исключительно Ваши домыслы. Крутых тёлок к нему вроде не приезжало. С тем, что в Вере он почувствовал родственную душу, в смысле, что оба на дне, я согласен. Здесь полностью Ваша правда. Оба не состоялись. Ни в семье, ни на работе. Хотя за неё он заступался просто потому, что человек то он хороший, не беспринципный в душе. Да и уронить себя, как мужчину, мало кому хочется (особенно в глазах знакомого человека). Требовалось ли ему, чтобы "очередная красавица" (хотя, "красавица, пожалуй сильно сказано, т.к. реальные красавицы общались с мужикам покруче, а с такими могли лишь случайно изменить) что-то рассказывала? Да вряд ли. Это он, скорее, мог ей рассказать. Он ведь в спорте не год, повидал чего-то. "Красавица" из соседнего техникума может больше рассказать? В принципе, если принять за аксиому, что его тянуло к кому-то прикоснуться душой, то его отношения с Верой вполне првдоподобны. С этим допущением я с Вами согласен. В принципе фильм даёт основание такой аксиоме, коль скоро Игорь таки стал встречаться с этой, первоначально ничем не зацепившей его, женщиной.
Совсем уже внутренняя идея - спасение друг друга на дне. "Пьянь" - это не совсем дно несчастных. Я думаю для героя Чарльза Буковски - писателя Генри Чинаски пьянство было профессиональной фрондой - источником писательского вдохновения - незря он блевал после ночи исписанных страниц под алкоголем. Алкоголь был для него как авторучка или перо. Можно сказать конечно политическая и идейная фронда, но он же сотрудничал с миром, от которого блевал. Он описывал этот мир и получал дивиденты, был популярен, но держал марку пьяницы-дебошира. Это разновидность сотрудничества с миром, который позволял и подпитывал этого пьяницу, но умницу за его вырожденческое искусство. Как лелеют наркоманом-рокеров - держать толпу в папряжении тоже надо уметь. Профессия - политик, писатель, рокер, публичный человек. А нашего героя спортсмена не приманешь никакими гонорарами сотрудничать. Степень сотрудничества с обществом - вот разница между героем-спортсменом-работягой и Генри Чинаски, шастающего со своей свободной подружкой по барам. Степень цинизма разная. И герой Янковского знает своей уровень цинизма тоже очень хорошо. И по этой борьбе со своим цинизмом я не могу сравнить двух героев тоже. Герой Янковского не делает из своего цинизма профессию.
Интересный вопрос,St. Привет! С первого приближения - нет, не нахожу. Героиня Фэй Данауэй не была забитой девушкой. Скорее нахожу параллели с фильмом "Summer and Smoke" по пьесе Тенесси Уильямса. Жаль нет его на сайте. И очень мало про актрису Geraldine Page на сайте. То, что главный герой пьёт во всех трёх фильмах - о степени спивания говорить не будем - поскольку мужик может завязать на любой стадии. Так вот то, что пьёт во всех фильмах - это выражение эрзац-свободы мужского Я. Женщины же скорее по сути одинаковы в нашем "Влюблён по..." и "Summer and smoke" - некая забитая женская сексуальность, вулканизирующая под земной корой. Забитая и держащаяся за свою правоту как спасение в этом мире. В "Пьяни" мы видим женщину уже не вулканизирующую,а агонизирующую в своих ночных видениях Бога и в драке с женой пьяницы-героя. Он победно горд своей подружкой - женская драка за самца для него символ его мужской силы и льстит ему. Агония затухающего женского вулкана. И в этом суть - степень скрытых и выявленных горений женской натуры. В этом смысле "Блюблён по..." оказался удивительно сильным по этой зажатой женской пружине жизни.
Кстати - сказать библиотекарь для того времени - это ничего не сказать. Библиотекарем была и героиня из фильма "У озера" - а сколько поклонников и сколько снобизма. Это как сказать - учительница начальных классов - могла быть и скромная, а могла быть и прости господи. А вот сказать - бывший спортсмен, а теперь спившийся рабочий - это да, сказать много. На это и выделялись деньги на постановку - под образ честного, но спившегося, но восставшего из пепла. Идеологическая подоплёка так и прёт. И подоплёка будущей борьбы Андропова с перерожденцами. Фильм вызвал шок своей небыльщиной тогда,а особенно последняя сцена в постели - слова героини "Ради этого стоило жить" - помню это вызвало смех в зале. Смех катарсиса у обалдевших от этого винегрета зрителей. Вытянули фильм конечно в первую очередь Глушенко - уж больно наивно-пучеглаза была героиня, и во вторую очередь Янковский. Как сказали бы сейчас - кастинг спас фильм от позора.
Привет, Poklonnik! А Вы не находите никаких параллелей или аналогий - по внутренней идее, заложенной в фильме - с фильмом реж.Б.Шрёдера "Пьянь" (1987 г., с участием М.Рурка и Ф.Данауэй)?
И всё же все рассуждения упираются в постель - секс с некрасивой женщиной. Но как кто-то заметил некрасивых женщин нет. Не совсем презентабельная фигура ещё не означает, что при раздевании она не сексапильна. Флюиды женственности от неё исходили даже в старом спортивном костюме. И ещё неиспорченность, что тоже его могло привлечь - ведь навидался он очевидно доступных и распутных. А от чего собственно говоря запил? От бабы, наверняка. Связи он заводил быстро и бабы сразу кидались в постель - пример с выездом в деревню. Прискучило ему это. Да и такие бабы требуют соответствующего антуража - положение, деньги. А он тянется к простоте - по каким-то своим психологическим соображениям. Ведь и в рабочие пошёл тоже по каким-то соображениям. У нас как-то не принято оценивать психологическое состояние работяг по Фрейду. А жаль. Ведь в фильме "Здравствуй и прощай" - тоже Фрейд по мужу героини крестьянки плачет. Увидел акробатку в клубе и укатил в город. Захотел красоты как он понимал её - богемной красоты. А спортсмен в этом фильме уже наелся этой богемной красоты - на блины потянуло. Про это тоже хорошо сказано в другом фильме "Старый Новый Год" - "это что мода такая деперевнские в город, городские в деревню" по поводу того, что старый прогнивший трухлявый дом в деревне купила некая городская пара, а Себейкины перевезли родителей в город и накупили в новую квартиру обстановку.
Во-первых, Вы правильно заметили, что он не пошёл ни на пионерскую, ни на комсомольскую работу. Да он спился, если называть вещи своими именами, как и муж-хоккеист одной из подруг в "Москве слезам не ...". Но пил он по идейным соображениям. Как и многие тогда. Это в фильме не афишируется, как и не афишировалось вообще. Пить - это означало быть мужиком в Советские времена. И пили все от партийный и комсомольских боссов до рабочих и интеллигентов. Атмосферу общего угара хорошо показал в пивнушке Смирнов в своей "Осени". И в этой атмосфере угара мужики выясняли типа "ты меня уважаешь" и другую правду жизни. Девушка Вера ничем таким особо непрезентабельным не отличалась для того времени. И даже где-то была близка к спившемуся спортсмену - недаром пара неких городских жителей на машине обозвала её пьянью. Именно как за ровню себе подстать то есть ПЬЯНЬ и вступился за неё спившийся спортсмен-работяга. Он понимал, что оба они на дне жизни. Только она не осознаёт это дно. Кстати он и подвигнул её на осознание этого дна - когда она кричит матери, обвиняя её, что она родила её такой уродиной. Вот где они и сошлись и поняли, что необходимы друг другу, когда осознали, что оба НА ДНЕ. Что могла ему рассказать очередная красавица? И даже библиотекарша-дурнушка. Но такая же "ПЬЯНЬ" как и он могла много чего ему поведать. Он принял её правду жизни. Многие тогда сходились и оба спивались. А тут ему выпал шанс - встретить такую же женщину из дна, которая могла его ещё вытянуть. И он решил совершить ПОСТУПОК. Пойти ей навстречу.
[Спорт в данном случае некий мираж или муляж свободы.] Спорт в этом фильме просто играет роль предыстории и помогает понять так сказать "стартовое наполнение" Игоря. Убеждён, что и профессия Веры выбрана не просто так, а для конкретизации образа. Сказать "библиотекарь" - это сказать довольно много.
[Он и был воспитан в лучших традициях спорта.] Вовсе не факт. Воспитанные таким образом уходят в секции, спортшколы. Кто круче, идут на тренерскую работу. Начиная с ". Она просто материализовала.." и ниже я текст, пожалуй, пропущу. Поклонник, Вы рассказываете, как события происходили в фильме, что каждый друг в друге увидел и почему сблизились. Всё это совершенно справедливо и я со всем этим весьма согласен. Я то вёл речь о том, как это в жизни бы выглядело. Что имеем? Есть человек, которому вполне комфортно в своём одиночестве (как отметил Поклонник). Да одиночество это не полное. Плюс, наверняка, присутствуют женщины, которых просто в фильме не показывали (предполагать, что такой мужчина, как Игорь, не интересуется сексом, причём регулярно, довольно наивно). Тут к нему начинает морально приставать отвратительно одетая дурнушка, которая что-то там ему вкручивает в мозг. Причём так, что его раздражает. Вы бы попёрлись бы встречаться с человеком, который ни с какой стороны Вам не интересен, да еще вещает какие-то правила? Я бы ни в жизнь. Если бы люди в жизни заставляли себя встречаться с людьми другого пола хотя бы раз 5-6, несмотря на то, что те им абсолютно не понравились (я уж про раздражение молчу) при первой встрече, то, пожалуй, семей в стране было бы намного больше. Но обычно после первого раза желания встретиться второй раз не возникает. Единственно, что интересует, это [. И ещё неизвестно как их дети отреагируют на их честно добытое право жить честно, по совести. Сдаётся мне, что их перестроечные уже дети будут их обвинять.]. А детям то что? Какие у них могут быть претензии и в чём они будут родитеей обвинять?
А разве этот фильме о спорте? В таком случае можно сказать, что и "Афоня" о спорте - ведь играл же главный герой в команде по волейболу с братом той самой девушки. Спорт в данном случае некий мираж или муляж свободы - пока молодой сила и задор создают впечатление наполненности жизни, а потом уже сам на своём собственном багаже выкарабкивайся. Боевой Слонёнок пишет: "На другой чаше - дурнушка, без всякой личной жизни ...Одеваться - не умеет категорически, наполнена романтическими идеями. Ну абсолютно ничего интересного." Уважаемый Автор, это кому что интересно. Дело вкуса. А вкус надо развивать. Дело не в перевоспитании. Он и был воспитан в лучших традициях спорта. Она просто материализовала то, что и было у него в душе заложено с самого начала. Вы правы в том, что он уже и был таким. Она показала ему, что это правда, что так и можно жить в ладу с собой. Да этот фильм загадочен - на чём таком они смогли сойтись? Оба растеряны в этом мире, оба оказались на обочине. Сказать, что они не самодостаточны - нет, не скажешь. Оба комфортно чувствуют себя в своём одиночестве. Оба осознают свои силы и гордо несут эту свою силу по жизни. Они и начали встречаться, установив некий договор, даже договор на равных. Вполне осознанно. Никакой страсти. И цементирующим отношения звеном оказался всё же мужчина. Увидел в ней душу. Ведь на её месте могла оказаться и грубее девушка и т.д. А она оказалась в первую очередь очень трепетной женщиной. И он её защищал. Именно как защитник он и нашёл себя рядом с нею. И им ещё предстоит трудная жизнь - преодоление и настаивание на своём праве так жить. И ещё неизвестно как их дети отреагируют на их честно добытое право жить честно, по совести. Сдаётся мне, что их перестроечные уже дети будут их обвинять.
Боевой Слоненок!Спасибо за поддержку!Не помню еще какого-нибудь фильма,снятого в то время(может кто-нибудь подскажет),где был бы спорт показан не как что-то красивое и романтическое,а тем,чем он есть на самом деле:Молох,жестоко перемалывающий тела и души людей.Очень-очень сомневаюсь,что у Игоря не подорвано здоровье.Душой он уже сломлен,неуютно ему в его мирке,он сам говорит,что гибнет,но вырваться он оттуда не может,ему некуда.Специальности у него по-видимому никакой нет,так и приходится работать заточником и ехать урожай собирать в деревню Кубышки.А Вера при всей своей внешней непривлекательности намного сильнее его по характеру.Интересно,как она повела себя когда почувствовала,что в Игоря жизни появилась другая женщина:"Я ему изменю.".Вера Игоря не перевоспитывает,а помогает ему как бы заново обрести себя.Во время первой прогулки,она несет откровенный бред,его это только раздражает,а во время второй,когда она реально снимает с него стресс,его тянет к ней даже уже и физически,несмотря на ее невзрачность.
Очень интересную мысль про критику спортчиновников высказала Марьям. Честно говоря, никогда в этом направлении не думал. Полностью согласен, всё точно подмечено. Насчёт того, что "он любит выпить,не больше,чем любой другой обычный мужчина" можно поспорить. То, что не запойный, так это спортивное здоровье и молодость. Со временем пропил бы и здоровье, и молодость. Опять же, был бы он по сюжету запойным, так и фильма бы не было. Не вытащила бы Вера его, потому как из таких состояний имеет шанс вытащить только любимая женщина, коей Вера становилась в течение всего фильма (и то через некоторое время уже при активном содействии Игоря). Уже писал в другой теме и еще раз повторю в этой - союз этих людей неравен и финал, хотя и желателен, позитивен, на мой взгляд весьма неестествен. Что мы видим на одной чаше весов? Симпатичный, обаятельный, я бы даже сказал, несколько харизматичный, молодой человек, вокруг которого не вьётся рой женщин только потому, что он не бабник, да еще и пьющий. При всём этом он, очевидно, повидал в жизни побольше, чем дом-завод. На другой чаше - дурнушка, без всякой личной жизни (и в прошлом, по всей видимости, с мужчинами было не богато). Одеваться - не умеет категорически, наполнена романтическими идеями. Ну абсолютно ничего интересного. По всем законам жизни она просто обязана была потянуться к Игорю (если бы её не оттолкнуло его пьянство - тогда бы и фильма бы не было). То есть это она должна была войти в его орбиту и стать спутником. А он бы "зажигал" с приятелем (или приятелями), она бы периодически была бы рядом (опять же, если бы добилась такого права). Тут даже нельзя сказать, что он снимает стресс. Это прост его мир. На заводе его, естественно, не ценят. Ну по крайней мере начальство. Видимо, регулярно "прорабатывают". А дома с бутылкой - один или, лучше, с товарищем он "в своём мире" - уютном и дружелюбном ему на все 100%. Опять же я не согласен, что "Игорь-рабочий парень, продолжение Афони". Он в рабочие то попал, как говорится "по техническим причинам" -со спортом не сложилось, а работать кем-то надо. И Афоне до Игоря далековато. Афоня - растение, размазня. Он плывёт по течению, троячки собирает с жильцом. У Игоря, безусловно, стержень есть. Тот же стержень пока не даёт ему "спиться в ноль". У него есть чёткие понятия справедливости. Не случайно он влезает в драку (если можно назвать дракой избиение гада, у которого нет ничего святого). В общем то, что такого парня перевоспитала простушка Вера, здорово, но как говорят в театре, "не верю!".
Вера - это Вера. С большой или с маленькой буквы. Та самая Вера, которая стала маленькой в "Маленькой Вере" и которой нужен был водитель, путеводитель в "Водителе для Веры". Это метафора, образ. Причём метафора фразы "Родина-уродина" и этим всё сказано. Тогда в 1982 году ещё хватались идеологи за солиминку спасти веру в идею, революцию и жизнь. Недаром Вера-вера ведёт героя к могилам павших. И встречают там уродливое морально новое поколение - семья с ребёнком. Игорь - это рабочий парень, продолжение Афони. Посик смысла жизни в малом, обыденном, просто в жизни. Примирение с жизнью после революций и бурь. Это последний фильм ещё каким-то образом полный оптимизма надежды. Но ВРЕМЕНА уже надвигались. Это не мелодрама, а некий кодекс строителя коммунизма - помните те мантры, которые слесарь Игорь повторял за рабочим станком? Библиотекарь и архивист Вера-вера - хранитель истории и тайны жизни.
А Глушенко так ничего себе... Ее там загримировали так, что выглядела крыса крысой в роли дурнушки и недалекой девицы Верочки?
Р.С. Как жаль, что Янковский ушел от нас навсегда...
Согласен с V,что между героями происходит абсолютно равный обмен.Но только обмен происходит в другом.Девушка сама научилась говорить "нет",у нее появилась своя собственная личная жизнь,которой раньше не было.Обмен произошел в том,что герой вытащил из нее ЖЕНЩИНУ.Благодаря ему,она почувствовала себя ею.Если в будущем они расстанутся,она уже будет выглядеть женственной и привлекательной.
Фильм состоит из помарок, а Глушенко - это ресница, попавшая под веко.
Автор: [02.11.2008, IP: 87.117.13.16]
Позвольте мне высказать свое мнение,продолжая свой пост от 04.05.2008. 85.238.116.48..Я не считаю Игоря ни алкоголиком,ни пьяницей.Он любит выпить,не больше,чем любой другой обычный мужчина.Он водкой снимает стресс.Он бывший спортсмен,человек,который весь отдавался спорту,а с ним несправедливо поступили: «выиграл отборочные,а на чемпионат поехал другой,с волосатой рукой».Кстати,очень интересная тема:на дворе 1982 год,еще эпоха застоя и в спорте мы были впереди планеты всей и только прошла скандальная Олимпиада-80,мы кричали,что не смешиваем спорт с политикой,у нас нет профессионального спорта,и т.д. и т.п.Спорт был не торговля и критиковать спортивных чиновников было чревато.А тут в спорте и протекции,и подарки чиновникам дают…Но вернемся к нашим героям.Безусловно,подобное снятие стресса никого еще ни до чего хорошего не доводило и иметь такого мужа рядом не очень приятно.Но Вера нашла в отношении к нему,тот верный градус,он потянулся к ней и теперь стресс с него снимает Вера.Он уже сам начал мыслить как она: «Есть особый шик не следовать моде.». Он с ней приобрел душевное спокойствие,его перестали грызть мысли,что он не стал чемпионом.Конечно,однозначного ответа на развитие отношений Веры и Игоря быть не может.Наверное,Игорь будет видеть в Вере стержень и держаться за нее.Что касается его измен на сексуальной почве,я больше склонна к тому,что их не будет.Он уже был перед выбором:Вера или Наташа и Наташа была очень активна,даже чересчур и сексуальные отношения у них по всей видимости были,тем не менее он выбрал Веру.ИМХО!
Гм.. Почитать комментарии, так получится, что безнадежный потерянный неудачник и выпивоха (Янковский) был спасен внешне неброской "лучом света в темном царстве" (Глушенко). Так вот, господа, я с этим в корне не соглашусь. Во-первых, как ниже написал автор 79. герой Янковского был работягой, который любил выпить, но пьяницей он не был. Во-вторых. У героев происходит абсолютно РАВНЫЙ взаимообмен. Имено благодаря герою Янковского Вера учится говорить "НЕТ". До этого ее банально эксплуатировали друзья-знакомые, прося подменить, помочь и т.п. Из безотказной библиотекарши девушка постепенно становится личностью, и отучается потакать всяким, пардон, "хитросделанным". Именно герой Янковского вытаскивает Веру в реальный мир, причем довольно щадяще и с юмором, а это дорогого стоит. Они учат друг друга. Они - абсолютно равные, хоть и разнополярные величины. И дали друг другу они уже много. И даже если потом они и разойдутся, то все равно в их жизни такие отношения были СОБЫТИЕМ. И еще раз отмечу, как прекрасно это снято! Это вам не убогие кати пушкаревы, это искусство.
Я, например, несколько по-другому вижу этот фильм. Я из поколения 30-летних. Мы - последние, кто может хоть что-то вспомнить воотчию о Советском Союзе. Я считаю, что Вера- олицетворение официальной советской идеологии. На мой взгляд, фильм, вообще, очень идеологический. На самом деле, так воспитывали всех советских женщин. Я имею ввиду то, что она говорит:"Главное в женщине - это внутренние качества". У героя же чисто поверхностное, потребительское отношение к женщине. К сожалению, то, что насаждается сейчас обществом потребления. Фильм, конечно, добрый,но если смотреть с этой стороны, мне героиню жаль. Сейчас это вопринимается как сказка. Получается, что женщина взвалившая на себя миссию спасения этого товарища, потом ещё и в зависимость от него попала. Она же в него первая влюбилась. Если рассматривать пессимистический прогноз отношений, может так и будет находиться в постоянном напряжении от ревности. Женщинам-то он нравится. Что касается Вериной интересности как основы для их отношений - по тем временам, может быть, но не сейчас. В наше время основная масса мужчин женщин мерит именно такими мерками, хотя говорить они могут всё что угодно. Хотелось бы посмотреть "Влюблён по собственному желанию 2".
Общий RSS-поток отзывов - http://www.kinoexpert.ru/allblog_rss.aspВнимание: если Вы заметили какие-нибудь неточности или у Вас есть какие-либо дополнения о фильме `Влюблен по собственному желанию` - то вам сюда.