Краткое содержание: Героико-приключенческий фильм по одноименной повести Ю. Семенова. В основе сюжета - исторические факты и события героической операции, проведенной советскими разведчиками по спасению Кракова от уничтожения фашистами в 1944 году. Фашисты приняли план уничтожения памятников культуры Восточной Европы. Узнав об этом, советское командование направляет в Краков группу разведчиков, возглавляемую майором "Вихрем"...
Сегодня передали, что на Украине скончался Е.Березняк (в канун своего столетия) бывший прототипом майора "Вихря". Люди-Легенды уходят тихо... Вечная память!
Фильм люблю, несмотря ни на что. Каждый раз, смотря фильмы о самопожертвовании людей ради высокого, задаюсь вопросом; что же является движущей силой этих людей. Фанатизм? Вера в лучшее? Долг? Можно продолжать долго. Любое искусство должно делать человека чище и лучше. А вот И.Т.Шаламов отвергает всю литературную традицию с её гуманистическими основами, поскольку, по его мнению, она показала свою неспособность предотвратить озверение людей и мира:"Печи Освенцима и позор Колымы доказали, что искусство и литература - нуль".
Александр, спасибо за информацию, очень интересно! Да и о нем большая статья в Интернете есть.
Автор: [19.08.2012, IP: 107.192.192.113]
Но вот, что сам Евгений Березняк говорит о фильме – «Возможно, мы кое-кого и разочаруем, но ту уж ничего не поделаешь: чего не было - того не было. Никто из группы "Голос" не взрывал своими руками смертоносный кабель. Никто не погиб. Больше того, наша группа - все, за исключением Грозы, - в день освобождения Кракова находилась далеко от города, продвигаясь по приказу командования дальше на Запад ...
Историю обезвреживания кабеля, кстати, лишь одного из многих, угрожающих городу, ... мне поведал Гроза уже после освобождения Кракова. Ему удалось установить связь с головными частями Советской Армии, наступающими на город с Запада. Командиры этих частей хорошо знали рельеф местности, расположение форта, куда подходил кабель. Предупрежденные саперы вскоре нащупали кабель, в нескольких местах, осторожно вскрыв траншеи, подкопали и перерезали его ...
"...Действие группы разведчиков - лишь одно из многочисленных звеньев, обеспечивающих успех выполнения плана Ставки Верховного Главнокомандования. Они помогли спасти от разрушения древнюю столицу Польши..." ...
Мы не знали, да и не могли знать, сколько разведывательных групп, подобных нашим, действовало в районе Кракова. ...
Главное, решающее слово в спасении древней польской столицы сказал наш Солдат, Советская Армия».
Не такая уж печальная судьба сложилась у Евгения Березняка (майора Вихря), 25 февраля 2012 года ему исполнилось 98 лет.
В течение 30 лет он был начальником Главного управления школ УССР. Автор 5 монографий, более 100 научных статей, кандидат педагогических наук. Награжден медалями Ушинского, Крупской, Макаренко. На пенсию ушел в 85 лет.
Насчет «мотание» сроков как тут говорят бывалые граждане, он попал в лагерь НКВД СССР №174 (в подмосковном Подольске) для лиц, побывавших в окружении, в плену или в гестаповских застенках. Проведенные там многочисленные проверки подтвердили невиновность Березняка. Окончательно Евгения Березняка реабилитировали только в 1965 году.
После окончания войны он вновь возглавил городской отдел образования Львова. В 1949 году руководство Львовского подпольного провода УПА угрожало ему смертной казнью, но попытка реализовать ее не увенчалась успехом.
Вот, что говорит сам Березняк об этом – «Настолько сложные были ситуации, настолько сложные обстоятельства, что случившееся объяснимо... Ну, представьте: руководитель группы Березняк попал в руки гестапо, но через неделю, 27 августа 44-го, убегает. 16 сентября гестаповцы арестовывают радистку этого же Березняка, но через 10 дней она возвращается в разведгруппу. Будь я в СМЕРШе, в контрразведке, тоже усомнился бы в том, что такое возможно. Это бывает один раз на 10 тысяч случаев, и как в такую ситуацию поверить?» Евгений Березняк награжден орденами Отечественной войны І и II степени, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, "Знак Почета", Богдана Хмельницкого II и III степени, медалями "За трудовую доблесть" I и II степени, "За заслуги", "За верность традициям разведки" I степени и другими наградами. Польское правительство удостоило его ордена "Виртути Милитари", Золотого креста партизанской славы, нескольких медалей, в том числе "За спасение памятников культуры и искусства", "За спасение Кракова". Евгений Березняк — Герой Украины, полковник в отставке. Навечно зачислен Почетным Солдатом Института военно-дипломатической службы Академии Вооруженных Сил Украины. Для слушателей и курсантов высших военных учебных заведений учреждена стипендия имени Евгения Березняка. Чего уж тут печалится.
Уважаемый Кащей! А Вы в курсе что после войны "Вихрь" мотал срок в Подольском лагере НКВД? Это было следствием интриги между военной разведкой и НКВД. А что касается ненависти освобождённых товарищей к НАМ, так в России после Грибоедова всегда были только хреновые дипломаты-управленцы.
Фильм основан на реальных фактах биографии советского разведчика Евгения Березняка! Он действительно участвовал в спасении польского города Кракова от полного уничтожения. Это было кульминацией его работы и одной из самых успешных операций советских спецслужб за годы Великой Отечественной войны. Фильм во многом повторяет реальные моменты той истории. Самое поразительное, что началась операция с провала. Из-за ошибки пилота группа десантировалась не в том квадрате, где было задумано, и Березняк, также как и Вихрь, был схвачен немцами. При нём нашли деньги в разной валюте и блоки питания к радиостанции. Конечно же эти предметы выдали его с головой, и он был брошен в камеру смертников гестаповской тюрьмы. Oн уже распрощался с жизнью, но в первый день в гестапо придумал себе легенду, что он просто связной и должен встретиться в определенное время в самом людном месте--на рынке с агентом, чтобы передать ему все эти вещи, то есть всё как в фильме. Немцы поверили в это и стали его выводить на рынок. Только, в отличие от фильма, ему удалось бежать не на первый день, а на второй, почти при таких же обстоятельствах, как и в фильме. Там началась драка и жандармы стали стрелять в воздух, началась давка, паника, и он под шумок убежал, а в фильме получилось, что он начал драку... Потом он пробрался к своим и САМ спалил свою радистку, выходя много раз из одного и того же места. Немцы естественно запеленговали, всех повязали и её передали в абвер. Только, в отличие от фильма, её звали Оля. Дальше всё, как и в фильме, там ей действительно удалось завербовать одного из офицеров, который был родом из России, только уехавший из страны после революции, он устроил ей побег и стал снабжать группу ценнейшей информацией. Вот благодаря ему, а также взятому в плен военному инженеру и стало известно об уничтожении Кракова. Информация была настолько точной, что поначалу в Центре отнеслись к ней с недоверием... Потом, по возвращении к своим его и радистку отправили в фильтрационный лагерь. И надо сказать, что им крупно повезло, что нашим удалось захватить тех гестаповцев, что его допрашивали. Они-то и подтвердили всё. А так бы им светила Колыма за их подвиги! Вот так-то вот!
Вот, я заметил, последнее время все говорят: "Советский Союз, Советский Союз!.." Что тогда, дескать, якобы жилось лучше. Да ни фига подобного! Большинство людей жили от зарплаты до получки и от получки до зарплаты!! Это была страна узаконенного нищенства!!! Вот так! :-)
"Автору: Андрей, [11.06.2012, IP 85.141.134.242], без знака регистрации на сайте, а значит лицу сомнительному и подозрительному", - написал Александр-неваляшка. Ей-ей, так может вести себя только гоголевский Плюшкин! И после этого Александр еще удивляется, что уже много лет он своей персоной олицетворяет на сайте этот литературный персонаж.:))
Андрей, вы, наверное, не знаете автора:Александра-неваляшку. Он на сайте такой единственный и неповторимый. Нелюбимый всеми. Вот вы решили высказать мнение о его мыслях по поводу фильма. А он вам в ответ заявляет: вы поститесь (оставляете свои сообщения) на сайте без знака регистрации (в виде забавной зеленой неваляшки) - значит вы лицо сомнительное и подозрительное(??). Ну это же явные признаки неадекватности натуры. Кстати, авторов без знака регистрации на сайте - 99%. В том числе и самый известный автор:Poklonnik. Правила киносайта не требуют обязательной регистрации на нем. Она (регистрация) дает лишь дополнительные возможности для автора. Вы написали, что уход Александра от ответа на ваш вопрос расцениваете как малодушие с его стороны. Это ваше право. На мой взгляд сказано довольно сильно, ситуация не требовала такой резкой оценки. Александр заявил, что это заявление для него звучит невнятно, как-то не по-русски. И этому есть объяснение. Александр, как известно, украинец (даже пытался ранее выкладывать на сайте свои посты на украинском языке), поэтому русский язык для него второй и иногда, как мы видим, у него бывают проблемы с его пониманием. Мой вам совет, совет бывалого посетителя киносайта, в большинстве своем как читателя интересных сообщений: не обращайте внимания на Александра-неваляшку, личность вздорную, занудную, любящую читать морали, "лечить" всех и вся. Сторонитесь общения с ним. На сайте столько по-настоящему интересных авторов!
Автору: Андрей, [11.06.2012, IP 85.141.134.242], без знака регистрации на сайте, а значит лицу сомнительному и подозрительному. Мне не о чем с вами разговаривать, вы мне не интересны. Как в прочем и все те, кто только дает малограмотные оценки моим сообщениям, которые сводятся к оценкам не фильмов, а меня. Вы все одинаково мелочны и плоски, одно и тоже вы бубните много раз. А это, что за невнятность - «А от ответа конкретно на мой вопрос вы малодушно ушли. Давайте уж называть вещи своими именами». Вы вообще понимаете, что вы пишите? У вас русский - второй язык? О фильмах, похоже, вы писать принципиально и не «малодушно» не станете.
Александр, зачем вы упомянули меня в своем ответе? Я вам про спасение и уничтожение вопросов не задавал. А от ответа конкретно на мой вопрос вы малодушно ушли. Давайте уж называть вещи своими именами.
Автору: Lina[10.06.2012, IP 110.81.238.46], Автору: Матвей,[10.06.2012, IP 91.202.144.77] Автору: Андрей, [10.06.2012, IP 85.141.144.91]. Мне очень жаль бедные друзья, но у вас явные проблемы с мышлением. У вас конкретное, а не абстрактное мышление. Вы судите поверхстно, буквально. Увы, но вы из тех, кто считает, что ветер возникает от того, что верхушки деревьев качаются. Вы пытаетесь высосать из моего поста нечто, что можно было поставить под сомнение. Но ваше несчастное ровное и прямое сознание не понимает, что СПАСЕНИЮ предшествует попытка УНИЧТОЖЕНИЯ. Одно следует из другого. Я пишу о целях гитлеровцах, а вы пишите целях советских разведчиков. Судя по огромному количеству ваших постов, вы крупные знатоки и ценители кино. Успеха вам, братья меньшие (по возрасту).
Матвей, вы совершенно точно отметили, что тема (сюжет) фильма - это СПАСЕНИЕ. Исторических и культурных ценностей от современных варваров (фашистов). Надо быть воистину слепым, как небезызвестный Александр, чтобы как он написать, что тема фильма - УНИЧТОЖЕНИЕ. Цитата,"исторических и культурных центров славянских народов, особенно поляков". Думайте, Александр, прежде чем заходить со своими мыслями на мой любимый киносайт.
Автор:Андрей! Надо знать Александра-неваляшку. Вы получили от него классический ответ, когда сказать ему по существу заданного вопроса нЕчего. Потому что процитированное вами утверждение Александра является полной ерундой. Спишите это на его почтенный возраст. Автор:Александр-неваляшка! Вы написали:"Тема фильма сверх важная – уничтожение исторических и культурных центров славянских народов, особенно поляков". Вы ошиблись, батенька! Тема фильма совершенно противоположная:исторические факты и события (в художественном воплощении при помощи кино) героической операции, проведенной советскими разведчиками по СПАСЕНИЮ Кракова от уничтожения фашистами в 1944 году. Так пишут во всех киноисточниках, включая киноэксперт. Учите матчасть, любезный автор.
Александр (тот, которого называют "неваляшкой"), вот вы написали в своем посте:"Чем больше мы помогали другим нациям и народам, тем больше они нас не любили". Ну это ваше мнение. Если допустить, что вы правы, то почему тогда мы помогали, если реакция народов и наций была на это отрицательной? Где логика? Зачем делать то, за что не любят? По вашей логике.
Красивый, качественный, интересный фильм. Прекрасная операторская работа. В давние времена я встречался на семинарах с Петром Николаевичем Терпсихоровым, главным оператором этого фильма. Он очень интересно рассказывал о съёмках «Майора Вихря», Пётр Николаевич оказался «причастным» к созданию ещё нескольких моих любимых фильмов «Опасный поворот», «Адъютант его превосходительства», «Таинственный монах», «Пограничная тишина», «Под крышами Монмартра», «Сокровища республики». Например, он рассказывал, что подъезд своего дома он снимал в шести фильмах. Позднее, случай свёл меня с Ташковым Евгением Ивановичем, Царствие ему Небесного. Евгений Иванович рассказывал о съёмках фильма в Львове. Но встречи с людьми имеющих отношения к «Майору «Вихрю» продолжались. Мой непосредственный начальник, руководитель крупнейшего региона России, рассказал, что в молодости, будучи студентом, снимался в массовках фильма «Майор Вихрь», платили 3 рубля в день. Но, по его мнению, эти кадры в фильм не вошли. Но видео творит чудеса, оно может «разоблачить» фильм, показать все его огрехи, все нестыковки и ляпы, а может помочь разглядеть то, что при разовом просмотре не возможно увидеть. Я нашёл своего начальника, молодого и красивого крупным планом в сценах на краковском рынке, когда Вихрь бежит из гестапо. Музыка Эшпая в фильме прекрасная и удивительная, она мгновенно возвращает в замечательное счастливое детство, когда каждый новый день открывал, что-то новое и незабываемое. Тема фильма сверх важная – уничтожение исторических и культурных центров славянских народов, особенно поляков. Чем больше мы помогали другим нациям и народов, тем больше они нас не любили. Гитлеровцы били в самое уязвимое место национального самосознания. То, уничтожение чего не позволили уничтожить наши разведчики во время войны в славянских государствах, то методично уничтожали наши власти в мирное время, максимально стирая нашу историческую память. Процесс продолжается. При последнем просмотре меня поразил сюжет эсэсовцем Либо-Боле, сыном убитых немецких коммунистов. Расстреляв его родителей, гитлеровцы воспитали из мальчика идейного фанатичного нациста, который, узнав правду о своих несчастных родителях делает единственно правильный выбор, пускает себе пулю в лоб. Сюжет сыгран замечательно, особенно, когда перед самоубийство, он моет рюмки и убирает их в буфет. И таких глубоких сюжетных линий в фильме множество.
Хотелось бы добавить к ранее сказанному то, что поначалу не удалось оценить все богатое содержание этого фильма. По-видимому, военная и политическая подоплека как-то притупляла остроту эстетического восприятия этого произведения. Как правило, даже лучшие фильмы быстро надоедают, а этот с каждым просмотром становится все более занимательным. Каждый раз в нем можно найти какие-то ранее скрытые аспекты и невыявленные нюансы. Очень удачно подобран актерский ансамбль. Не всех актеров можно отнести к выдающимся, но каждый или почти каждый оказался на своем месте. Особенно мне понравились в своих ролях В. Стржельчик, А. Вознесенская, Е. Тетерин, Е. Кузнецов, В. Кенигсон, П. Кард (Шмаков), О. Голубицкий, Ю. Волынцев, В. Павлов. Вспоминая многие другие роли В. Стрельчика, можно отметить его поразительную силу натуры и блестящее мастерство перевоплощения. Воистину он был великий актер. Удачи всем любителям советского кино!
Все отечественные фильмы, также как и это шедевры мирового кино.Наши отцы, деды и прадеды кровью, потом и жизнями заплатили за освобождение Европы от гитлеризма.Находятся же мрази в лице правительства Польши, которые так поносят об этом память и дают свою территории для ракет США.Хуже всего бед от таких реформаторов,как Горбачев и Ельцин, которые удалось развалить страну.Живу и надеюсь, что новая Власть будет собирать камни и не пойдет в рабство к янки и китайцам.
Все верно. От Варшавы ни хрена не осталось, город был стерт с лица земли, это щас его заново отстроили. А Краков и Прагу спасли наши, и никто этого не отнимет, что бы гниды-поляки ни говорили
Только сейчас увидел, что шеф СД (Евгений Кузнецов), ответственный за взрыв Кракова, и он же в "17 мгновениях" Крюгер, а Кальтенбрунер его распекает за неудавшийся взрыв Кракова. Любопытно: это специально одного и того же артиста сняли?
При чем здесь Варшава.Фильм о спасении Кракова,учите географию с историей.Краков ныне красивейший город Восточной Европы и все благодаря нашим дедам,а столицу когда наши деды освобождали-называли пани Варшава....Не надо ерничать,придурков среди всех народов много существуют,много друзей среди Поляков и все вминяемые люди.
Какое, к черту, преднамеренное уничтожение Варшавы? Там у наших войск не было сил к наступлению - требовались перегруппировка и резервы. Читайте книгу В.Карпова "Маршал Жуков" - и хватит лить воду на мельницу всяких "аковцев"!
Наши деды и отцы спасли сраную Европу от фашизма, все они кричали хайль. Этого они нам прстить не могут. Сохранили очаги мировой культуры. Аамериконосы, миротворцы фиговы, просто выжгли Дрезден заживо, про Хиросиму и Нагасаки не говорим. Запад всегда беспощаден со слабыми. И договоров не соблюдает.
Музыка фильма - музыка моего детства, все замирает. Фильм замечательный. Но уважаемые, не блудите вы с историей. Не было Катынского расстрела, а было две польские армии, которые омбудировали, вооружили. Которые отказались воевать с фашистами, были выведены в Туркестан, откуда сбежали в Иран. Войско Польское формировалось из советски граждан польского происхождения.
Не вдаваясь в политические дискуссии, фильм - очень сильный. Один из лучших на военную тему. Бероев - очень интеллигентный, изящный артист. Не дерюжно-прямолинейный с комсомольским пафосом, каких тогда было много. Вообще, все хорошо подобраны. И молоденькая Вознесенская в одном из самых трогательных эпизодов так грустно его утешает: "Вихрь, ну что ты...". Конечно, есть более слабые моменты, есть более сильные, но фильм как раз не скучный, а довольно таки разумно чередует динамику событий с "психологией". А вот все эпизоды с эсэсовцем Либо - это ШЕДЕВР. Ни больше, ни меньше. Истинный ариец, без зазрений совести отправляющий на пытки и смерть человека, сообщившего ему правду... А сама сцена самоубийства, когда прежде чем застрелиться Либо оглядывает комнату оценивающим взглядом и возвращается, чтоб вымыть грязный стакан - это сильно! Браво, задумка - блеск!
Фильм в целом довольно хорош, во всяком случае для своего жанра, хотя, конечно, далеко и не шедевр. В идейном отношении он не подкачал, но все же не хватает ему живости и остроты, короче, скучноват. Главное же достоинство этого фильма состоит в том, что он отстаивает правду, нашу правду: мы, русские, славяне, россияне, а точнее - наши отцы, не только полностью разгромили лютого нацистского врага, но и освободили от гитлеровского порабощения страны Восточной Европы. Особенно печальной среди этих стран могла быть и уже становилась участь Польши, а также Сербии (включая некоторых близких ей югославянских народов). И особенно много наших соотечественников полегло в боях при освобождении Польши. Когда же война окончилась, руководство нашей страны щедро одарило Польшу многими немецкими землями, выселив оттуда немцев. Первое время в Польше еще помнили о том, кто сделал вновь эту страну одной из крупнейших в Европе, причем практически мононациональной, то есть сняв для нее одну из самых главных ее многовековых проблем - национальные противоречия. Свидетельством этому могут быть, например, такие прекрасные польские фильмы, как "Ставка больше, чем жизнь" или же "4 танкиста и собака" (кстати, запрет этих фильмов нынешней польской властью поражает своими маразмом и наглостью, ведь в этих прекрасных фильмах нет, например, явной коммунистической или прорусской пропаганды). Но все это время ослепленная маниакальной ненавистью к России и коммунистическим идеям польская шляхта, окопавшаяся в США, Великобритании, других странах Запада, да и самой Польшой, как могла, пыталась вновь натравить польский народ на нашу страну. И эту ее злобную ненависть к нам хорошо использовали как средство ведения против СССР холодной войны американцы и прочие натовцы. Именно эта шляхта при поддержке наших противников на Западе распространяла клевету о расстреле НКВД нескольких тысяч польских офицеров, которую, как хорошо известно, сочинило и инсценировало ведомство д-ра И. Геббельса в ходе 2 Мировой войны. Пользуясь перманентным кризисом политической воли российской власти, который начался примерно с середины 70-х годов с тяжелой болезни Л. Брежнева и продолжается до сих пор, эта шляхта, которая теперь уже у власти в Польше продолжает свою наглую антиисторическую враждебную компания, острие которой фактически направлено уже против РФ. Даже у нынешней безвольной политической власти России и то терпение в отношении таких неблагодарных и наглых соседей вроде бы заканчивается. Тем обиднее читать некоторые высказывания на форуме, в которых, казалось бы, простые русские люди, повторяют антироссийский бред геббельсовцев и спесивых шляхтичей. Что уж говорить о простом польском народе, которой вновь пошел за своей недалекой шляхтой, забыв о подвиге советских солдат и благодеяниях к Польше руководства СССР. А если начать сводить счеты, то на весах окажется то, что на протяжении веков, а не только в 20 веке, наша страна больше добра и пользы приносила Польше и ее народу, чем зла и вреда, а в ответ мы, наоборот, получали больше зла и вреда. Светлая память героям, павшим в боях за освобождение нашей Родины, а также Польши и других стран в той тяжелой войне!
Непонятно, почему вокруг фильма, представляющего огромную художественную и нравственную самоценность, разгораются в основном споры в контексте истории российско-польских отношений. Можно подумать, что основное содержание картины и ее пафос направлен именно на ту или иную трактовку этих отношений. Возможно, авторы фильма о спасении древней польской столицы именно советскими разведчиками, которые в финале картины готовятся также к аналогичным акциям в других подготовленных нацистами к уничтожению городах, и преследовали вначале такую агитационно-пропагандистскую цель, дабы подчеркнуть «боевое единство» народов стран Варшавского пакта во время последней большой войны. Но в итоге получилось совсем другое кинопроизведение, главным стержнем которого является поведение человека на войне, в экстремальной ситуации, в выборе между жизнью и смертью, причем изображение этого поведения дается без идеологических шор и стереотипов, не в традиционном для тогдашнего советского кино черно-белом спектре, а с куда более богатой и не совсем типичной даже для лучших образцов тогдашнего и мирового кино гаммой чувств и переживаний главных героев. Ташкову и его соратникам по съемкам, а равно и всему великолепному актерскому ансамблю фильма удалось вывести целую галерею ярких образов, и хотя и не всегда безупречно выписанных , но незабываемых, особенно для советского зрителя, неизбалованного таким сложным подходом к героям. Несомненно, как и в случае с последовавшими чрез пять лет триумфальными «Семнадцатью мгновениями» , немалую (а, возможно, и первостепенную) роль сыграл сценарий Юлиана Семенова. Литературный отец Штирлица смог привнести в экранизации своих произведений дух, присущий его романам- стремление показать и отрицательных героев во всей сложности и глубине их образов, объяснить мотивировку некоторых их поступков, не обелить, а попытаться понять их, чтобы тем самым яснее понять природу зла, которое они несут в себе. В книгах Семенова размышления и внутренние монологи отрицательных героев по уделяемому им месту и времени уступают разве что самоисповедям главного его героя, каковому суждено было войти и в историю отечественной литературы, и народный фольклор.
В «Майоре Вихре» очень мало «проходных» отрицательных персонажей, выписанных с ходульностью плоских советских штампов 40-50-х гг., изображавших немцев и их пособников садистами, либо кретинами, либо гибридом того и другого. Даже в образе предателя Мухи- в его тяжелом, безысходном пьянстве, за которое ему все пеняет "опекун" от абвера – полковник Берг; бегающих, но и в то же время опустошенных, страдающих глазах, можно при желании прочесть не одно только животное желание выжить, толкнувшее его на измену, или мечту сбежать на Запад и «обзавестись автомастерской». Можно там увидеть и немой вопрос –почему же так сталось со мной и с подобными мне, почему мы оказались в такой переделке, выдержать которую достойно были изначально неготовы? И попытку оправдать себя, обелить даже перед теми, кого предаешь- «я тут жизнью рискую, а вы мне …». И острейшее желание оправдаться перед самим собой. Как говорил в сходных обстоятельствах герой Николая Бурляева в «Проверке на дорогах» Германа- одном из лучших советских фильмов о войне, стоящем неизмеримо выше «Майора Вихря» по сумме достоинств – «Ну что, я что ли немцев сюда допустил?!». На примерах антигероев фильма Ташкова мы также видим войну как прежде всего человеческую трагедию- от Мухи, которому явно не в радость жизнь, купленная ценою измены, до эсэсовца Либо, хладнокровно сдающего в гестапо человека , поведавшего ему о его семье, которой он был лишен всю жизнь и столь же внешне хладнокровно кончающего с собой спустя несколько минут, пережив за эти минуты крушение идеалов. Заслуга Ташкова, Семенова, Лиозновой, Германа, других талантов, создававших такие работы, как «Майор Вихрь», «Семнадцать мгновений весны», «Проверка на дорогах», как раз в том, что они пытаются с разной степенью результативности и таланта, показать человеческую трагедию как главное содержание войны, а не триумф сильных личностей- «настоящих мачо», военные игры в кровавой «песочнице» расшалившихся полководцев и политиков или борьбу классов как «основу мирового исторического процесса». Так что фильм у Ташкова получился совсем не о том, о чем вы спорите , уважаемые поборники русской или польской «правды». Тем лучше для фильма.
Прототипы героев - Евгений березняк (проживает в Киеве) и уроженка города
Инза Ульяновской области (См.:Симбирско-Ульяновскую энциклопедию.-Ульяновск, 2001). Она проживает во Львове. Возможно, ранее жила в Магаданской области. Без комментариев. Недавно в "Российской газете" появилась информация о советском разведчике, имя которого было по известным причинам не упомянуто в течение десятилетий.Он также один из прототипов главного героя.
Разделы Польши имеют такое же отношение к русскому народу как и
Катынское эзекуция, то есть никакого.
В первом случае все решили два немца и одна немка ни у кого совета не спрашивая. Во втором , два грузина и , может быть национально разношерстная шайка "близкого круга Вождя" и тут у русского (советского) народа не спросили даже формально, как в случае с "врагами народа".
По этому позиция поляков просто идиотская.
Раздел Польши, где претензии к немцам ,
австрийцам , венграм и чехам?
Катынь, где претензии всем бывшим в СссР грузии в первую очередь Это там памятники и музеи Сталину.
Вот, добрые люди спасли им их старую столицу Краков.
Где фильм Вайды на эту тему?
Илье...Я всё это знаю, мне известны эти факты. Но давайте углубимся дальше в Историю - осада поляками Пскова, зверства поляков в России в смутное время, когда они пришли с Лжедмитрием. Об этом почему то никто не вспоминает. Раздел Польши был потом. И в нём принимали участие помимо России также Австрия, Германия. Не слышал я что-то о ненависти поляков к австрийцам, к немцам......Да, Катынь - одно из самых зверских деяний в Истории. НО ПРИ ЧЁМ ЗДЕСЬ РУССКИЕ??????????????? Я этого никогда не понимал!!!!!! Ведь польских офицеров уничтожили ГРУЗИНЫ, А НЕ РУССКИЕ. Один грузин приказал (мстил за своё поражение под Варшавой в начале 1920-х), а второй грузин (менгрел) - исполнил. Почему у поляков нет ненависти к грузинам? Почему они переложили ответственность с больной головы на здоровую?
Слава героям!!!Низкий поклон!!!
Сегодня легендарнй майор получил награду от России!!!
Кстати, недавно общалась с поляками. Они говорят, что Краков спасли немцы:((
Грустно все это....
В жизни все очень сложно. Да, это реальные события Второй мировой войны, мужество и самоотверженность бойцов диверсионной группы, и не только их, но и польских партизан по спасению Кракова, красивейший город остался цел, но было и стояние армий Рокоссовского (самого, кстати, поляка и талантливого полководца) перед Варшавой, уничтожение этого не менее красивого города и тысяч его жителей. Было! А еще было уничтожение под Смоленском в Катыни тысяч пленных польских офицеров - цвета нации, это были призванные в армию резервисты - учителя, инженеры, коммерсанты. А потом из уцелевших формировали Войско польское...
Так что все было, и не следует удивляться, что поляки относятся к России, мягко говоря, неоднозначно, а еще можно вспомнить предшествующий раздел Польши между Германией, Австрией и Россией, и это все новая и новейшая история, она в памяти поляков...
Этот фильм не плод воображения писателя Семёнова. Этот фильм - реальный факт. Правда, в финале картины герои погибают. А в реальной жизни они остались живы. После войны "Вихрь" жил в Киеве. А Аня в посёлке Палатка Магаданской области. Я когда-то жил в Магадане и хорошо помню телерепортаж (была на магаданском телевидении такая передача "5 плюс 2") то ли в 1970 году, то ли в 1971. В нём брали интервью у "Вихря" в Киеве и он посылал привет Ане. Ещё помню выпускался в бывшем СССР такой журнал "Кругозор". Он наполовину состоял из гибких пластинок. Разворачиваешь журнал, выбираешь нужную пластинку , ставишь на проигрываатель и слушаешь. При этом журнал не ломался, надо было лишь переворачивать страницы и пластинки. Часть информации содержалась в тексте на страницах. Остальная часть - на пластинках. На них записано было всё что угодно: и музыка, и песни, и выступления артистов (Райкин, Ильинский, Хазанов) и воспоминания очевидцев. Хорошо помню как в одном из кругозоров (середина 1970-х) Аня рассказывала на пластинке эпизод её пленения фашистами во время сеанса радиосвязи в лесу. Причём "Вихрь" в этот момент спрятался (кажется в избушке под полом - но я не очень уверен, что именно там, поэтому здесь не настаиваю). Её рассказ почти полностью совпадал с тем, как это было снято в фильме. Кстати, картина Ташкова - не единственная, рассказывающая о спасении советскими разведчиками польского города Кракова. Были и другие ленты на эту же тему. Но Ташков это сделал лучше всех, поэтому его фильм до сих пор смотрится, что называется, на одном дыхании. Я был в Кракове в 1989 году. Красивейший город! Жаль, что поляки не вспоминают о подвиге советских разведчиков, спасших древнюю польскую столицу. Да что поляки - вон, и наши русские на помнят! Как же так, fred? Как о реальном подвиге русских людей можно говорить, что это чушь?
Общий RSS-поток отзывов - http://www.kinoexpert.ru/allblog_rss.aspВнимание: если Вы заметили какие-нибудь неточности или у Вас есть какие-либо дополнения о фильме `Майор "Вихрь"` - то вам сюда.