Награды и примечания: Главная премия 10-го Всесоюзного кинофестиваля в Риге (1977), специальный приз Международного кинофестиваля в Москве (1977).
Краткое содержание: Дело не в том, что учительская перестала быть храмом, куда школяру неповадно, и не в том, что внутри клана жрецов прошла линия усталого фронта. Усталого – с обеих сторон. Измучена противостоянием и прогрессивная классная руководительница Марина, и ее оппоненты растеряли кураж. Странность в другом. Фиксируя раскол, Динара Асанова увлекается домом на Мойке, зеленой лампой и порывом держаться за руки, всеми этими зябнущими на семидесятском сквозняке кариатидами смысла, который меж тем не чужд стабильности в одном – скользит с катушек все необратимее и проворнее.
Пальмы жалко. И климат не подходящий, и громкоговорители выдерживать,и дуру-химичку терпеть.
Автор: [25.05.2017, IP: 185.149.255.233]
Через громкоговорители, развешанные на пальмах.
Автор: [25.05.2017, IP: 87.117.12.46]
Почему бедной Юле влепили тройку?Она столько наговорила.
Автор: [23.05.2017, IP: 185.149.255.233]
Директор открыл Америку через форточку:рассказывает о методе лечения близорукости Что-то никто не нашёл ещё средств.Правда,Связи ослав Федоров разрезал роговицу глаза.
Автор: [10.03.2017, IP: 2.55.141.71]
Странный день рождения. Обычно все нормальные люди приглашают гостей заранее и готовят угощение заранее. Тут в последнюю минуту ставят перед фактом кто будет и как все будет.
Автор: [28.03.2016, IP: 79.179.185.207]
Директор изучает книги по педагогике. А что педагогического опыта работы у него нет?Как же его директором школы поставили?
Автор: [21.02.2016, IP: 79.180.203.158]
Хорошая тема для сочинения:"Что бы ты сказал всему человечеству?". Как это всему?А племенам Африки и Австралии как сказать?Тоже ведь люди, а живут в лесах где нет СМИ.
Автор: [22.01.2016, IP: 109.65.60.178]
Ну не знаю...В нашей школе было очень строго с внешним видом.Все должны были быть аккуратные, подтянутые, мальчики подстриженные, девочки причесанные.И школьная форма обязательно, мальчики не могли прийти в школу в обыкновенной рубашке.Возможно, все еще зависело от директора, но все-таки школьную форму для того и изобрели, чтоб дети в ней в школу ходили.
Автор: [03.01.2016, IP: 79.181.55.73]
Ой, только вот этого не надо. Предоставьте подобную демагогию Неваляшке разводить. Прям так все старшеклассники и ходили: причесанные и в школьной форме. Вспомним поветрие на длинные прически а-ля Битлз, с которым НИЧЕГО не могли сделать учителя. Вспомним, что полно было детей из неблагополучных семей, которых школа вынуждена была "тащить" до ПТУ. И т.д. Никакой особенной строгости в одежде в старших классах при позднем совке уже не было. Да, формально требовалась школьная форма, но где-то за этим уже строго не следили.
Автор: [03.01.2016, IP: 87.117.12.228]
Все мальчики какие-то лохматые и ходят в школу в обыкновенных рубашках. В советских школах такое не разрешалось.
Автор: [01.01.2016, IP: 79.181.55.73]
2 Анна. Если мне не изменяет память, Александр Богданов был убит в уличной драке. Последний раз он снялся в эпизодической роли водителя мусоровоза, в фильме "Золотая мина". И то, что его убивает на свалке герой Олега Даля(Косов-Брунов), как предсказание судьбы.
А фильм то-неплохой. Ленинград нашего детства...
"А реакция у Вас хорошая".
Автор:
[26.10.2010, IP 217.21.43.222]. Это ещё что! Знали бы Вы как я люблю любить! Какие у меня природные способности в этой области! Оближешься! "Многознание уму не научает", хотя и "много знать должны любители мудрости". Слова, сказанные две с лишним тысячи лет назад Гераклитом Эфесским(?). Я всегда разделяю эти - многознание и ум - понятия. Ум (способность мыслить, талант) - от бога. В бытовой терминологии - от природы, от папы с мамой. Разве моё предыдущее сообщение позволило усомниться в этом?
Уважаемый St., "Многознание уму не научает", сказал кто-то из древних. А реакция у Вас хорошая.
Автор: [26.10.2010, IP: 217.21.43.222]
2IP-217... "Что прошло, то прошло. К лучшему.
Но прикусываю, как тайну,
ностальгию по-настоящему.
Что настанет. Да не застану"(А.В. - 1976). "ДА НЕ ЗАСТАНУ". Мне по службе полагается знать многое. Да и умом бог не обделил, судя по гонорарам, которые получаю за его проявления. Когда мне захочется, я могу почитать стихи любимого поэта, достав с полки его томик. Когда же на сайте кто-то цитирует известные (а для кого-то неизвестные) строчки - значит кто-то (автор) этим что-то хочет сказать. Поэтому моя реплика всегда есть реакция на АВТОРА цитаты. Тем более, он изначально указал, чьи строчки процитировал.:-)
Автор-то не ip 217.21..., ув.St. АНДРЕЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ -- Автор: "Нас с тобою не будет в будущем,
а церковка..."
Автор: [26.10.2010, IP: 217.21.43.222]
"Хлещет черная вода из крана, хлещет рыжая, настоявшаяся, хлещет ржавая вода из крана. Я дождусь — пойдет настоящая". Автор:
[25.10.2010, IP 217.21.43.222]. Смотря, в какой стране ждать. Может и всей жизни не хватить.
Ну конечно, а пока сантехники чинят трубы по уши в дерьме. Об этом уже шла знаменитая речь директора школы со своим товарищем учителем Мельниковым: "На покой захотелось, честность свою холить? А другие пусть строят. Построим, пожалуйте, Илья Семеныч. А ведь ты руки не подашь. Скажешь замарали руки-то пока строили". Уместно вспомнить поскольку сценарист обоих фильмов Георгий Полонский. Данная тирада обращена к Вам, IP 217. Не к Вознесенскому, пусть земля будет ему пухом. Поэт своё дело сделал. А может я Вас, IP 217, не так понял?
Хлещет черная вода из крана,
хлещет рыжая, настоявшаяся,
хлещет ржавая вода из крана.
Я дождусь — пойдет настоящая.
(Андрей Вознесенский)
Автор: [25.10.2010, IP: 217.21.43.222]
"Ох,Poklonnik!Тянет Вас последнее время на зону".
Автор: Мирьям
[09.10.2010, IP 188.115.140.7]. "Люди делятся на две половины: те, кто сидит в тюрьме, и те, кто должен сидеть в тюрьме" (Марсель Ашар - фр.сценарист и режиссёр).
Тут вот на странице фильма "Место встречи изменить нельзя" идет бурное обсуждение сучьих войн. А ведь никто так и не заметил, что фильм "Ключ без права передачи" тоже по сути дела о сучьих войнах в школе. В школу пришел директор - отставной/уволенный в запас военный и навел свой порядок с подчинением администрации почище лагерного. Показал так сказать, кто здесь суки, а кто администрация, он же пахан. Особенно мне понравился его нога на магнитофоне и как он заставил Майданова склониться и поднять магнитофон. А также весьма тонкое ломание через колено Марины Максимовны. Как написал незабвенный классик поэзии Генка Шаповал - "дураки остались в дураках". Правда журавлик в клетке. И вот у меня такой вопрос закрался, а если бы Марине довелось сесть в тюрьму за диссидентство? Как бы она себя повела?
После причащения ХЛЕБной облаткой у дома Пушкина Марина Максимовна осмелела и на вечеринке в буфете школы потеряла бдительность и взялась за свой снобизм заново. Директор в итоге ловко использовал тактически и стратегически ситуацию. Как самое первое и легкое - он усмирил Майданова, показал, кто в доме хозяин. Он стёр запись в присутствии Марины и тем самым вызвал у неё облегчение, выраженное в мимике - и это он увидел. Профессиональную этику он свёл к военному армейскому знаменателю и интеллигентка Марина это проглотила в благодарность за стёртую запись: "С этим согласна". И это была уже победа. Он её сломал и как умный победитель тут же не стал доводить до полного превосходства над противником: "Я искренне говорю Вам, что это частная беседа, считайте, что её не было". Сломав её по-армейски, он далее разводит тактическую демократию, давая ей сохранить лицо, но уже держа её в узде. Далее вот эта фраза директора об удаче совмещения куска ХЛЕБА с призванием - намёк на то, что он своей властью может лишить её и того, и другого. Очень тонкие обертоны игры. Она пошла ва-банк - "Может мне уволиться". Он дал ей шанс: "Я не советую". За этот шанс она будет ему благодарна. Её даже прошибло на слезу. Установлен новый пакт о доверии. Ученики подталкивают машину директора. Сценарист Георгий Полонский. Он же написал сценарий к "Доживем до понедельника".
Над учительницей навис Дамоклов меч ревностей разного рода - её личная ревность к Юле за любовь к Майданову, ревность парня, который смутно любит Марину, его конфликт с ней - это прикрытие его любви. И главное, ревность матери Юли. Если Юля не опасная фигура в этом раскладе, то мать опаснее даже директора. Взрослая женшина в борьбе за дочь может раскусить весь этот кроссворд и вынести на обозрение конфликт другого порядка - а именно любовь учительницы и ученика. И тут ФРАЗА О ХЛЕБЕ И ПИРОЖНЫХ. УЧИТЕЛЬНИЦА ОСОЗНАЁТ, ЧТО ПУШКИНСКАЯ ЛИРИКА, ДУЭЛЬ ПУШКИНА И ДАНТЕСА - ЭТО ЖИЗНЕННО ВАЖНО В ЕЁ СИТУАЦИИ. ДИРЕКТОР - ЭТО КГБ, ЗАКОН, следящий за её новым пактом доверия - учитель-ученик. День Памюти Пушкина в этой ситуации становится ДНЁМ ПАСХИ - ВОСКРЕШЕНИЕМ ПОШАТНУВШЕГОСЯ ДОВЕРИЯ. Директор проверил её фразой о ПИРОЖНЫХ. Она ему ответила ХЛЕБОМ. То есть для неё всё то НЕ ДУХОВНОЕ, а ПЛОТСКОЕ, как ПЛОТЬ ХРИСТОВА. Это было сообщение номенклатуре, что ключ к диссидентству надо искать в ПЛОТСКОМ. ХЛЕБ - это пресловутое высказывание «А кто при Рейгане думал что мы сломаем СССР? А ведь прошли какие-то 8 лет… а что нам понадобилось? Мы всего лишь взяли на зарплату их диссидентов и все…» Майкл Ледин - Аналитик. ХЛЕБ - это отработка идеи диссидентства. Учительнице важнее не то стадо, что уже ей поверило, а тот один, что ей не верит. У неё сублимация доходит до желания плотской любви с подростком. Отсюда её ТАКОЕ ПЛОТСКОЕ ПАРИРОВАНИЕ "ХЛЕБОМ" на директорское предположение о "ПИРОЖНЫХ". Директор умело манипулирует этим "ХЛЕБОМ", назначая Майданова старшим на занятиях по автоделу и военной подготовке. Там же Директор говорит о журнале "Наука и Жизнь" за 1968 год - это аллюзии на "Доживем до понедельника" и обыгрывается взгляд глаза в глаза Мельникова с учениками как обучение гимнастике для глаз, помогающей исправлению зрения. Вращение глазами - это новый взгляд глаза в глаза. Это пакт о новом доверии. Директор не чужд вхождению в доверие к ученикам через овладение плотью учительницы - перекличка "ПИРОЖНЫЕ-ХЛЕБ" - это ещё и знак плотского доверия. Над ДУХОМ ФИЛЬМА ВИТАЕТ ПЛОТЬ. В фильме глубоко зашифровано плотское овладение диссидентским движением. Что мы и увидели в перестройку, когда приватизации приобрела вполне себе плотский ХЛЕБный вид. И кем? Не диссидентами, а директорами и номенклатурой. Чтение стихов на дне памяти поэта - это аллюзии к неореализму, который учительница призвала на помощь в ситуации разваливания нового пакта о доверии схемы Мельников-ученики. Была проявлена слабость учительницей в удерживании ситуации - поход на День памяти - это ХЛЕБ для скрепления доверия, ХЛЕБ ПРИЧАЩЕНИЯ, а не ПИРОЖНЫЕ времён Мельников-ученики. Это-то Директор и уловил и умело тактически использовал.
Ну а теперь ближе к Пушкину в этой ситуации нового доверия. Я буду подводить постепенно.
Главный нюанс фильма "Ключ без права передачи" - это правило номер три - не надо входить в особое доверие к ученикам, потому что это узурпирует их личную жизнь и их подсознание. В итоге Марина Максимовна кинула Юлю, разозлившись, что та втянула её в конфликт с матерью по телефону, когда вернулись с дачи. В этом смысле Татьяна ("Вам и не снилось...") действовала осторожнее. Уровень беспокойства о том, чтобы дети после школы были накормлены иногда достаточен. То, о чем беспокоился директор школы, когда узнал, сидя в библиотеке и листая по совету Марины Максимовны книгу Януша Корчака о любви к детям, что Марина Максимовна допоздна дискутирует с учениками. Итак особое доверие между Мариной и учениками привело к обсуждению учителей на даче. Момент слома дистанции, которая (дистанция) оказалась важна для Марины Максимовны, ведь её вдохновитель Мельников умел держать дистанцию и даже учил этому Горелову, из-за чего пострадала ворона. Марина Максимовна, приняв на веру взгляд глаза в глаза в 1968 году, оказалась не готова к тому, что этот взгляд захочет сломать дистанцию. У Мельникова был запас прочности в смысле уважения к нему со стороны учеников. А что у Марины? Пока ничего. Марина Максимовна провалилась в пространство между Мельниковым и учителем из "Республики ШКИД", который распевал песни о курсистках с учениками на уроках. Мало, кто замечает, что ПЕРВЫЙ КОНФЛИКТ ФИЛЬМА ИНИЦИИРУЕТСЯ САМОЙ МАРИНОЙ МАКСИМОВНОЙ, когда та разозлилась на Юлю после дачи и довольно грубо выгоняет её домой. Юля даже плачет. А в руках у неё магнитофон с записью. И тут очень к месту ФРЕЙД. МАРИНА МАКСИМОВНА ПОТЕРПЕЛА ФИАСКО НА ДАЧЕ У ПАРНЯ ЮЛИ, когда не выдержала вопросов про школу. ЭТОТ МОМЕНТ БЫЛ ЗАТУШЕВАН ПЕСНЕЙ О ТОМ, ЧТО НАДО ЖИТЬ ВО ВСЁМ ДРУГ ДРУГУ ПОТАКАЯ. Но это уже было лицемерие. КАКОЕ ПОТАКАНИЕ, когда Марина Максимовна в душе уже бьётся в истерике по поводу своего фиаско. И по возврашении подвернулся этот разговор по телефону с матерью Юли. И ЭТО ДАЛО ПРАВО МАРИНЕ МАКСИМОВНЕ ВЫПЛЕСНУТЬ НАРУЖУ СВОЮ ИСТЕРИЮ. И ОКАЗАЛОСЬ, ЧТО МАРИНА МАКСИМОВНА ВПОЛНЕ ВОЗМОЖНО САМА ВЛЮБЛЕНА В ПАРНЯ ЮЛИ. Тут кроется мало кем замеченный вполне себе любовный треугольник Марина Максимовна - Юля - её парень. И когда Марина Максимовна подкидывает Юле идею о том, что он ревнует Юлю к Марине, на самом деле учительница скрывает, что она ревнует его к Юле. А он сам ревнует Марину к этой группе учеников, испытывая скрытую любовь к Марине. КЛАССИЧЕСКИЙ ЛЮБОВНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК, ГДЕ ЮЛЮ ИСПОЛЬЗУЮТ ВТЁМНУЮ. По-садистки выгоняя Юлю, Марина Максимовна устанавливает над ней свою женскую власть, как извините содержательницы притонов устанавливают власть и контроль над своими проститутками. Извините за сравнения, но там, где Фрейд, иначе нельзя. Конфликт переходит в плоскость взаимоотношений ЖЕНЩИН, а не УЧИТЕЛЬНИЦА-УЧЕНИЦА. Точно так же конфликт Веры Ивановны и Зины ("Чужие письма") перешел границу психологической гигиены отношений и стал конфликтом ЖЕНЩИН. Марина Максимовна не просто организует секту, она становится паханшей. В этой группе есть подпевалы, есть влюбленные в неё, есть проводящие её политику - как героиня Цыплаковой отчитывает Юлю за то, что та не сообщила родителям: "Кончай хамить, Юлька" и т.д. Сцена отчитывания и изгнания Юли после дачи весьма показательная. Главенствует истерия Марины Максимовны, как главенствовала истерия Гореловой, когда та выбрасывала ворону за окно класса.
Ключ без права передачи - это намек на некую интимную педагогическую загадку как и Чужие письма. Пишу без кавычек, указывая на сущности и флёр аллюзий на одноименные к этим сущностям фильмы. Кино пыталось войти в доверие. Эстетика неореализма 60-ых была инструментом доверия. Последний раз этим инструментом воспользовались в "Доживем до понедельника" и совсем не в тех сценах как вы подумали, не в сценах с Мельниковым. А совсем наоборот в сценах в физкультурном зале между ученицей Черкасовой и учеником Генкой Шестопалом. Ехидство Черкасовой по отношению к Шестопалу - он ей стихи, а она ему про его рост - положило конец неореализму 60-ых. Он себя исчерпал как инструмент доверия. Как можно доверять с открытостью неореализма после этого? И стюардесса погибла в 1968 году в фильме "Ещё раз про любовь" завещая своему саркастичному физику удачу. Учитель Мельников и пытался уйти из школы на сломе эпох - неореализм подарил ему счастливое десятилетие в школе. Но глаза школьников сказали ему о некоем запасе эпохи доверия. Этот запас эпохи крылся в новом инструменте доверия - обсуждениях с сарказмом, ехидством если хотите и цинизмом без границ. Неожиданно эти слегка аморальные качества стали новым инструментом доверия. Самого Мельникова пробирает на сарказм весь фильм в процессе общения с подвернувшимися близкими, коллегами, бывшими и настоящими учениками, матерью ученика-танцора. Сначала думалось, что это у него от нервов периода климакса. Но потом оказалось, что Мельников открыл новую педагогику эпохи внутренней эмиграции. Через такое запомнившееся многозначительное глаза учителя в глаза учеников Он установил с ними пакт о новом общении. Всё-таки соединение Черкасовой и Шестопала произошло в оргазмическом акте дискуссии об обращении к городу и миру вначале фильма "Ключ без права передачи". Эйфория сарказма - так бы я назвал атмосферу дискуссии, которую ловко направляет учительница Марина Максимовна своими циничными замечаниями. Она же знает, что они у неё идут от циничного знания жизни, то, о чём ученики ещё не ведают, они не ведают, что жизнь цинична. А она направляет их из своего циничного нутра. Её вдохновляет этот циничный пакт уже знания жизни между Мельниковым и учениками с его циничным подтекстом пожелания "Доживем до понедельника" в духовной эмиграции. Мельников закрыл эпоху неореализма и начал эпоху внутренней эмиграции, когда смотрел в глаза своим ученикам в 1968 году, среди которых была ещё ученица Марина, через 9 лет ставшая Мариной Максимовной. К 1977 году пакт нового общения оформился во вполне себе законы поведения и наступил момент обращения Urbi et Orbi. Момент оформления идеологии внутренней эмиграции и их детей. "Чужие письма" ведь тоже в итоге о пакте нового доверия между учительницей и ученицей. Если тебя ввели в дом, а точнее на пресловутую кухню и в ванную, то не надо об этом трепаться - это правило номер один в сухом остатке. И правило номер два - нельзя это использовать против права личности совершать свои личные ошибки, а именно бегать на свидание к любимому человеку. И если Вера Ивановна имеет эту личную жизнь, то Марина Максимовна имеет осколки личной жизни в виде ребенка, которого готов воспитывать целый класс. Обе дамы решают разные нюансы и статьи одного и того же нового пакта доверия. Ребенок в фильме играет метафорическую роль. Он - это тот ребенок, который сидит в душе у Марины Максимовны. И тот ребёнок, которого они все растят для будущего - основная задача внутренней эмиграции. Другое дело, что как говорится в одном фильме "что выросло, то выросло".
И чтобы справедливо завершить предыдущее эссе-ретроспективу с перспективой на будущее не могу не упомянуть такой слабый и милый, а потому особо ценный, росточек совести в современном кино по отношению к Советской Учительской эпохе - а именно достаточно сильный по ненавязчивой силе удара фильм "Квартирантка" 2008 года Режиссер Анна Фенченко, Сценарий Лариса Степанова, в главной роли Алина Сергеева. Как известно эстетика бедного искусства Arte Povera накатывает незаметно. Об этом фильме я написал на странице фильма "Ненормальная" 2006 года за неимением аутентичной страницы фильма. Эти два загадочных неожиданных фильма связывает некая современная тенденция в отношении врачей и учителей, как когда-то фильм Рязанова связал врача Женю Лукашина с учительницей Надей Шевелевой как квинтэссенцию интеллигенции, так и я нашел некую плодотворное направление в нашем кино, связывая эти два фильма. Опять ВОКРУГ БЕДНОЙ УЧИТЕЛЬНИЦЫ литературы из провинции (а где ещё обитает великая русская литература?), приехавшей в столицу как сомнамбула (Аббаси Copyright), неосознанно влекомой туда, где сердце родины, ВОКРУГ БЕДНОЙ УЧИТЕЛЬНИЦЫ, после каких-то вымороченных скитаний по пространству современной столицы с её маркетингом и предлаганием каких-то мутных реклам и товаров, ВОКРУГ БЕДНОЙ УЧИТЕЛЬНИЦЫ, предлагающей СВОЙ ПРОСТОЙ БОРЩ мастеру рекламы, ВОКРУГ БЕДНОЙ УЧИТЕЛЬНИЦЫ собираются воробышки нового поколения. Дай Бог, если так. Бедная учительница осваивает новое пространство с отваливающейся дверкой шкафа, а в шкафах как известно обитают скелеты прошлого.
"Посетители дали понять вам двоим, даже дошли до ненормативной лексики...". Автор:
[08.10.2010, IP 91.76.91.53]. "Ничто в жизни так не воодушевляет как то, что в тебя стреляли и промахнулись" (У.Черчилль).
Поклонник, приятно видеть, что держите данное вами слово. Но почему время "диалогов закончилась"? Переписывайтесь с Мирьям через личку, по e-mail. Кто вам это запрещает? Переписывайтесь часами, днями, годами. Есть другие специализированные сайты, наконец, где люди переписываются о чем угодно без ограничений, и никому не мешают. Посетители дали понять вам двоим, даже дошли до ненормативной лексики, что ваши с Мирьям задушевные посиделки - только лузганья семечек не хватает - их напрягают. Заходят на сайт почитать мнения других о конкретном фильме, а видят ваш треп вокруг да около кино, о поэзии, о политике и т.д. Вот и сейчас Мирьям начинает интересоваться о "секте и диссидентстве". Уверен, она была свидетельницей того, как так же начинал Боевой Слонёнок с вами. И чем все это закончилось? Вы сами отлично знаете чем. Может стоить поучиться на чужих ошибках. Ну кто мешает Мирьям общаться с вами вне сайта на любые темы (см.выше). Или ей хочется славы "девочки-скандал" киносайта? Сомнительная слава.
Автор: [08.10.2010, IP: 91.76.91.53]
Мирьям, я обязательно отвечу. Попью кофейку, подумаю и отвечу. Наша эпоха диалогов закончилась :)) Дал честное слово админу. Отвечу эссе-исследованием. Спасибо за вопрос. И за то, что Вы есть.
В день смерти Пушкина поэты Окуджава,Ахмадуллина и другие читали свои стихи о нем и Марина Максимовна забрала школьников с урока директора и привела их туда.Директор назвал это мероприятие кормление пирожными,а она-хлебом.Как это факт увязать Вашим исследованием о секте и диссиденстве?
Уже в другом фильме старшеклассники нового поколения, а именно идейный "ребенок Марины Максимовны", которого мыли, в фильме Рязанова "Дорогая Елена Сергеевна" 1988 года действует на правах своего в доме учительницы. Ведь его идейная мать научила его врываться в личное духовное учительское пространство. Фильм так и начинается - учительница что-то там постирывает в своей личной ванне - метафора её личного духовного мира. Фильм Рязанова 1988 года - это развитие фильма Динары Асановой 1977 года. Вот до чего доводит допускание до личного пространства. Шабаш, который навели ученики в доме Елены Сергеевны - это будущий шабаш в стране. В комнате у Елены Сергеевны висит портрет Ворошилова - а это та ниточка, за которую зацепился Станислав Говорухин, создав своего "Ворошиловского стрелка" - мол перестрелять их всех, бесовское отродье надо. Учительница закрылась в своей ванной комнате уже больше туда никого не допуская. А дальше только кардинальные меры официального общения со школьниками. Эпоха Великих Духовных Учителей - Мельников с его львиной интеллигентной дистанцией и Наталья Сергеевна Горелова с её упованием на любовь ("Доживем до понедельника" 1968 год), Вера Ивановна с её наивным допуском в свою ванную комнату ("Чужие письма" 1975 год), также красиво и наивно начинающая Лена, вдохновленная влюблённостью целого поколения учителей в великого Мельникова-Тихонова, в исполнении Наталии Рычаговой "Это мы не проходили" 1975 год, Мария Васильевна Девятова ака Мельников, получившая первый язвительный укол от ученика в 1977 году "Розыгрыш", в том же году Марина Максимовна начала развивать сектантский эксперимент, начатый Марией Васильевной Девятовой, выделявшей учеников по признаку соответствия своей личной натуре, Татьяна Николаевна с её тайной работой над характерами учеников ("Вам и не снилось" 1980 год) - великая эпоха учителей закрыла двери своей помывочной в лице Елены Сергеевны в 1988 году. Чаша УЧИТЕЛЬСКИХ ОБИД ПЕРЕПОЛНИЛАСЬ. И вот вам эволюция секты имени Марины Максимовны - Динара Асанова "Ключ без права передачи" 1977 год, Эльдар Рязанов "Дорогая Елена Сергеевна" 1988 год, Станислав Говорухин "Ворошиловский стрелок" 1999 год. И чем сердце успокоилось? А ничем. Ничего выдающегося, унылое загнивание после стольких лет эволюции - идиотский компьютерно-сотовый "Розыгрыш" 2008 год удивительно точно подмечен Андреем Кудиненко, который как режиссёр встал в великую цепочку времени, завершившейся примитивным регрессом, выдаваемым за авангард высоких технологий. Так и надо тем, кто не оценил великую Советскую эпоху.
В Советском кино директор школы больше, чем директор. Надеюсь, тайны не открываю. Директор школы и не просто учитель, и не просто руководитель. Директор школы - это удобная метафора руководителя школы коммунизма. Почему удобная? С одной стороны не производство, не Армия. Можно поэкспериментировать, поминдальничать и даже где-то безответсвенно покрасоваться. Чем собственно директор данной школы и данного сюжета занимается - красуется. С другой стороны директор школы работает с людьми, а значит удобно вбрасывать экпериментальные конфликты. Почему экспериментальные? Потому что диву даёшься, каких только конфликтов не настругало наше кино в школе. Порой споры вокруг кино крутятся на этапе - этого не может, потому что не может быть никогда и добавляют - в школе. Но те, к кому обращено зашифрованное сообщение, а именно номенклатура, прекрасно улавливают тенденцию. Тенденция раскрутки конфликта, ситуации - вот что важнее в образах директоров и завучей. Да, такой директор школы как образ Петренко и месяца не продержался бы в школе, но важнее как он раскручивает ситуацию и тем самым научает среднее номенклатурное звено работать с массами. Я удивляюсь, что у нас заговорили о демократии только в связи с перестройкой. Видимо это не добравшие чего-то люмпены из детства. А ведь демократия была разлита в воздухе, начиная с 1917 года. Сталин - это сплошная демократия. Но массы всё равно вдавливали демократию в каток структуры подчинения. Масса сама продуцирует систему подчинения. Что делает учительница Марина Максимовна в данной конкретной школе. Она, будучи сама обижена жизнью, вовлекает учеников в сектантскую структуру противостояния обществу, учителям. Это таже обиженка как и учительница Татьяна (Елена Соловей) из "Вам и не снилось .." 1980 года. Татьяна уже физически не создает структуру секты, её ученики даже не знают, кто её мать, она действует тоньше. А вот Марина Максимовна реально создает секту, вплоть до участию в мытье ребенка. Мне вспоминается другое мытьё - помывка Зины в ванной Веры Ивановны ("Чужие письма"). Ученики как воробышки летят на зов дома Марины Максимовны для промывки мозгов, если кто ещё не понял метафоры мытья. Ребенок - это конечно метафора зачатков диссидентства, детских ещё мозгов. Ясно, что в государственном плане - это намек на секту диссидентов. Ну Бог с ней создала и создала секту - это данность времени - видимо процесс зашёл глубоко. Важнее, как разруливать ситуации? Что предлагает руководство страны? Каково сообщение в 1977 году? Сообщение - разруливать без шума, не создавать шума, дабы не подумали, что у нас есть внутренняя оппозиция. Вот главное зерно фильма. Директор школы в исполнении Петренко специально подобран фактурой слона. И так и ждёшь, что будет действовать как слон в посудной лавке. Номенклатура - это всегда слон по определению - поскольку весомая власть. И вот этой номенклатуре говорят - даже при всем наличии власти и весомости действовать надо осторожно, дабы не вызвать лишнего шума, обычно доходящего до воплей на весь мир "Голоса Америки". Вот Петренко и раскручивает ситуацию. Кого-то можно отпустить по малолетству, кому-то указать. Те, кого отпустят станут потом социально близкими системе. Та же Марина Максимовна слабовата духом, трясется перед Петренко. Так специально подобраны психотипы. Очень тонкий номенклатурный фильм. Ключ без права передачи, который вынесен в заговок - это ключ власти и его нельзя дурацкими силовыми действиями передать в руки диссидентства. Школа коммунизма в действии. Петренко - это модель действия КГБ в новых условиях.
Меня в этом фильме поражает директор школы.Алексей Петренко,конечно,талантище и выкладывается во всех ролях на все 100%,но директор получился в его исполнении какой-то рефлексирующий новичок в педагогике.Молодая учительница Марина Максимовна держится намного увереннее с коллегами по работе и учениками,чем он.
Эл!Судя по Вашим постам,не скажешь,что у Вас было тяжелое детство и что Вы вообще в жизни видели что-то неприятное.Вы в Эдемском саду выросли и до сих пор там проживаете.Как только в фильме показано что-то драматическое,Вы тут же заявляете,что такие фильмы делались по заказу КГБ.Вы просто не видели в жизни,чтобы мужчина заводил любовниц или жизнь девушек-лимитчиц.А если женщина полюбила другого мужчину,так возьми и уйди,так все просто решается!И проблема отцов и детей,показанная в этом фильме Вам не понятна.Вам надо сказку про репку читать.Там все хорошо,все дружно друг другу помогают тянуть репку,младшее поколение пришло на помощь старшему,собака не ссорится с кошкой,а кошка не ест мышку.Потом все дружно эту репку съедят!Идиллия!
Мирьям, с чего Вы взяли, что у меня было мало проблем.
Учительница в младший классах нарочно сводила меня с шизофреников, что бы меня унизить,и осадок от этого остался на всю жизнь.
А отец мой был как Борис Моисеев, если Вы понимаете, что это значит...
Так что, пожалуйста, будте осторожней...
Просто, мне показалось, что авторам девочку не жалко...
Эл!Как Вам повезло,у Вас не было в детстве всемирной проблемы «отцов и детей»!Мать из ревности пошла в школу,принесла магнитофон с записью разговора,донесла фактически на дочь.
Именно что 1977.. он "в пару" с "Розыгрыш" вышел. Два школьных фильма в резком контрасте, причем реальная школа конца 70х показана как раз в "Розыгрыше", "Ключ" слишком формалистичен - в нем реальность подгоняли под придуманную режиссером схему. (Разница - как между портретом и иконой).
Фильм для людей с интеллектом,впрочем Асанова легких фильмов не ставила.
Автор: [01.11.2007, IP: 195.114.135.203]
Фильм очень понравился.С глубоким смыслом.Заставляющий задумываться над поведением детей,взрослых,педагогов,своим .То чего нам сейчас так не хватает.Хороший,правильный фильм.Вечный.Хочу знать как сложилась судьба Александра Богданова.Напишите.
Великолепно. Неоднозначно, проблемно, умно, неравнодушно, принципиально. Школьники, серьезно рассуждающие о смысле жизни и пути человечества - ау! где вы?
"Краткое содержание" - отзыв смешной, спасибо!
Фильм вообще неисчерпаем, каждый следующий смысл опровергает предыдущий. Гораздо круче, чем "Доживем до понедельника".
Общий RSS-поток отзывов - http://www.kinoexpert.ru/allblog_rss.aspВнимание: если Вы заметили какие-нибудь неточности или у Вас есть какие-либо дополнения о фильме `Ключ без права передачи` - то вам сюда.