Награды и примечания: Прокат (1983, 18 место) - 21.3 млн. зрителей.
Краткое содержание: Под давлением старшего брата, который всегда был авторитетом для младшего, он становится невольным участником преступления. Оба попадают на скамью подсудимых. Преступление очевидно - и виновники будут наказаны. Однако суд не спешит выносить приговор...
В сети есть инфа о проживании Билыков и Ставничего в Казахстанском селе на границе с Россией в конце 70-х. Я сам из тех мест, эта криминальная история была на слуху в те годы и потому запомнилась. Односельчане (с. Славянка)потом говорили, что Ставничий был положительным с виду - не пил, не курил и даже занимался спортом. А в очерке Чайковской наверняка есть доля художественного вымысла.
По другим данным (воспоминаниям) старший Грач (Петр Билык; в фильме играет Филатов) до этого не был судим...
И вроде собутыльника в пьяной драке никто не убивал.. Боле того, судя из очерка Чайковской, он был "кукольником", разводил людей на деньги...
Одна из лучших советских криминальных драм и вообще фильмов 80-х.Каждая фраза,жест,мимика--все в тему,ничего лишнего.Филатов в роли волчонка,выросшего в матерого волка,ставящего на место своего наставника Леню--старого волчару.Сам исполнитель роли Лени--невероятно органичен. Шурка--то же самое,все в полный рост.Умели за полтора часа целую семейную бандитскую сагу снять на высшем уровне...
Любопытно, что Билыки и Ставничий до начала всей этой криминальной истории проживали в глухом селе в Кустанайской области за 80 км от райцентра. Лучшего места для рецидивистов, ставших на путь исправления, не придумать - у прототипов героев фильма было по 2-3 судимости. Подальше от городских соблазнов, к тому же в селе все друг про друга всё знают. После того, как Билык убил по неосторожности собутыльника в пьяной драке, решено было рвать когти. А потом по ходу пьесы начали возникать и реализовываться преступные замыслы. По всей видимости Б и С так и осели бы на Кустанайщине став законопослушными гражданами если бы не случай.
"А чего ты тянешь?! А ты Эдика Хачатурова знаешь?! А пошли гребень на гребень!" -
когда смотрел в первый раз этот фильм, не мог понять, кто такой этот самый "Эдик Хачатуров"...
Потом в своих воспоминаниях Филатов рассказал, так выражались ребята с его двора, когда "наезжали друг на друга"...
Вот эти фразы и появились в фильме...
В этом фильме специально не показали сцену убийства водителя "Жигулей", скорее всего по задумке режиссёра. Однако зрителю дают возможность понять что произошло убийство. Это вытекает из того, что Осадчий попросил остановить машину, затем младший брат Грач зажмурился и отвернулся, а затем Осадчий посмотел на него через заднее стекло машины и хлопнул крышкой багажника. Однако в конце фильма, уже находясь на суде, младший брат вспомнил сцену убийства, так как судья показал нож,которым был убит владелец "Жигулей". И в той сцене всё выглядело более рыскрытым, т.е Осадчий схватил шофёра за горло, а Виктор Грач пырнул его ножом,затем они его положили в багажник.
Я уже пожилой человек. Прототипы героев этого фильма (В. Билык Ставничий) были моими подчинёнными, а Билык - старший (Григорий Филиппович) - даже какое-то время и начальником. Это потом, через 2 года после всего, Чайковская написала очерк, ставший основой фильма.
Фильм снят на основе реальных событий, там действовали братья по фамилии Билык, а их уголовный дружок носил фамилию Ставничий, а не Осадчий. Кое-что даже смягчено. Так, например, милиционеры погибли оба и у трассы между Ростовом-на-Дону и Новочеркасском им установлен памятник.
Ох, какой был бы великолепный фильм, если бы режиссер догадался при монтаже поменять местами куски фильма! Например, сцену убийства водителя можно было поставить ближе к концу картины, а в первой половине фильма показать, что преступники пытаются всеми силами скрыться от милиции, разбавив все это ретроспекциями из детства Грачей. Ничего дополнять или сокращать не надо, нужно было лишь нарушть линейный принцип дейсвия в картине. Там все идет от начала к концу, сначала убийство, потом попытки скрыться, потом суд, искушенному зрителю становится скучновато, знаешь, что зло в наших фильмах будет наказано, то есть финал подсознательно известен, и к нему летишь "на всех парах". А вот если бы в фильме был элемент загадки, если бы у зрителя была возможность чуть впасть в заблуждение, если бы он (зритель) слегка не успевал за действием, а не двигался бы впереди него, фильм был бы от этого лучше на порядок.
-А чего ты тянешь?А ты Эдика Хачатурова знаешь?А чего ты тянешь?-Филатов великолепен!!!Хороша сцена захвата Грачей в ресторане.Петренко,Шаповалов - браво!!!Расти граченок,мы еще с тобой таких дел наворочаем!!!
Общий RSS-поток отзывов - http://www.kinoexpert.ru/allblog_rss.aspВнимание: если Вы заметили какие-нибудь неточности или у Вас есть какие-либо дополнения о фильме `Грачи` - то вам сюда.