Краткое содержание: В центре сюжета — жизнь послевоенного маленького городка. Героиня фильма — немолодая одинокая женщина Прасковья Ивановна — работает почтальоном, помогает каждому, кто в ней нуждается. Паша, оказавшись в больнице, случайно знакомится с Григорием. Скоро ее выписывают, но она продолжает навещать своего нового знакомого. Завязалась дружба.
Но вот однажды Григорий обращается к ней со странной просьбой, съездить к нему домой на ночном поезде и посмотреть, не изменяет ли ему жена.
И далее сюжет строится на неких намёках на грядущую обиду. Жена Рыбникова-символа некая модная особа - метафора очевидно демократии и Европы. В рамках метафоры СССР-Чехословакия она мне так и видится. А вот в метафоре Компартия-рабочий класс возможно тоже некая заманчивая идея-демократия, отвлекающая от идей коммунизма и вползшая в душу. Только вот, когда рабочий класс мог с ней обручиться? Возможно в годы шестидесятничества и оттепели. Интеллигенция 60-ых - шестидесятники - это метафора жены рабочего класса. И так, и эдак она - это демократия. И когда Рыбников-символ говорит, что раньше был озорной, но никогда женщин не обижал, Прасковья в ответ говорит сакральную фразу: "И правильно. Что нас обижать? Наше дело и так не всегда весёлое". Намек на то, что коммунистическую идею надо защишать в войне с врагами, да и танки вводить в Чехословакию - невесёлое дело. То есть дипломатическое извинение. Эдакое прости. Причём обоюдное завуалированное прости и отпущение грехов. Очень важно для понимания цели фильма. Интересна встреча Прасковьи и жены. Обоюдное рукопожатие, что весьма коррелируется с такой информацией из wikipedia: НАЧАЛО ЦИТАТЫ "Парадоксальным образом, силовая акция в Чехословакии в 1968 ускорила приход в отношениях между Востоком и Западом периода т. н. «разрядки напряженности», основанной на признании существовавшего в Европе территориального статус кво и проведение Германией при канцлере Вилли Брандте т. н. «новой восточной политики»." КОНЕЦ ЦИТАТЫ. Итак статус кво между Прасковьей и женой установился. И сказаны завуалированные дипломатические извинения между СССР и Чехословакией, насколько позволяли отношения между ними. Причём Прасковья смотрела на Рыбникова-символ с такой мудрой усталостью, что испытываешь настоящую симпатию к этой женщине. Середина фильма достигнута. Апогей. Пражской весной заболели почки у Рыбникова-символа. 20 августа 1968 года вводятся войска, а осенью происходит разговор на террасе больницы между Рыбниковым-символом и Прасковьей. Прости сказано и усмирение произошло. И виды широкой реки - метафора операции "Дунай".
Празднование 7 Ноября - это возможно заседание стран-членов Варшавского договора. За столом 8 женщин плюс подошедшая Прасковья Ивановна. Всего стран членов Варшавского договора - 8 (Албания вышла из договора в 1968 году после ввода войск в Чехословакию, но пока заседает за столом). С Прасковьей - 9 женщин. Возможно председатель стола - это главком - актриса Надежда Федосова - весьма харизматичная и волевая в своих кинообразах. Далее фраза "за битого двух небитых дают". Явное бравирование, как это принято у военных, боевой дух. Бравирование в адрес заграничных женшин, мол разве навесишь на них сумку почтальона - разом сломаются. Намек на великую ношу социализма и превосходство перед демократией. И разговор между председательствующим главкомом (Федосова) и Прасковьей. Мужика-то, который приглянулся Паше тянет к жене, к демократии. Собственно говоря, Дубчек реформировал Компартию Чехословакии до апреля 1969 года. Смещение реформаторского крыла КПЧ проводилось постепенно. Вот это постепенное смещение и вытеснение демократической жены, как идеи, и отображено в печали Прасковьи. И далее встреча жены в магазине - метафора мирового рынка. Причем СССР в отделе продуктов питания, а жена Рыбникова-символа в отделе тряпок. Любовник-моряк - возможно 6-ой Американский флот в Средиземном море. То есть демократическая Европа окончательно разошлась с Чехословакией. И СССР идет уже на помощь Чехословакии после увлечения той демократическими идеями. Вот так это подано в фильме, что навевает мысль о том, что фильм был заказной, а не диссидентский. Вся политическая составляющая и исход драмы продуманы. Происходит окончательное объяснение между Пашей и Рыбниковым-символом. "Лучше ты меня оказалась, Виолетта". Рыбников-символ возврашается к имени Виолетта - ВИЛ-В.И.Ленин. "Всё Виолеттой дразните, не забыли ещё". Возврат к идеям Ленина в Компартии Чехословакии. На дворе весна 1969 года. На апрельском пленуме ЦК КПЧ (1969) Дубчек был отстранен от власти и заменён другим словаком — Густавом Гусаком, полностью лояльным к СССР. "Да нет, ничего я не забыл Паша" - глаза опять искрятся пламенными идеями рабочего класса. "Нет у меня жены. Без дыма сгорела". и далее великолепный диалог, который хочется привести полностью. Уж такой он политический и любовный. Паша: "Ну, конечно, я понимаю, что Вы переживаете". Рыбников-символ: "Я переживаю, что я тебя в эту грязь впутал. Только я чувствовал, Паша, что к тебе ничего не пристанет." Паша: "Ладно-то обо мне. ГЛАВНОЕ, ЧТОБ ТЫ ЭТИМ ДЕЛОМ ПЕРЕБОЛЕЛ". Рыбников-символ: "Считай, что переболел". Каким таким делом? Любовью к жене? Ну не будут два человека говорить о любви к жене, как о деле, которым надо переболеть. То-то и оно. Великолепный политический фильм, утверждающий тот факт, что история и политика свершились к обоюдному счастью СССР и Чехословакии. Наверняка кто-то знает подоплеку и заказуху фильма. Иначе как объяснить, когда все советские мелодрамы вытащены на свет Божий и радуют ностальгические чувства зрителей, а этот фильм скромно так замалчивается. А ведь сама по себе мелодрама достойна показа. Великолепная мелодрама.
Кто же такой Рыбников при таком раскладе? То, что он олицетворение рабочего класса - это ясно. А если глубже? Вполне возможно, что он сама метафора Чехословакии. И её мы лечим. И почки он застудил Пражской весной. И передачи носим - экономическая помошь странам СЭВ. У него есть жена. Это очевидно демократия западного образца, но и СССР - добрая милая женщина Прасковья ему нравится, славяне всё-таки - "ладно, приходи". Тем более, что Прасковья провозглашает девиз своих посещений как товарищеский. "Я к тебе как к товарищу". Отношения и притирка Прасковьи и Григория весьма напоминают дух неких переговоров. Как бы мне хотелось рассмотреть их отношения как Компартии и рабочего класса, что уже кажется более мелодраматческим на совсем не мелодраматическом, а напротив политическом фоне. Но метафора СССР-Чехословакия перетягивает. Всё-таки к ней меня ведёт поток сознания.
Итак небольшой итог: перед нами сложносочинённый политический памфлет на тему девальвации коммунистических идей. Кризис идей, наступивший в результате Пражской весны. Врывание Прасковьи в чужой дом, когда там раздавались крики, - это ввод войск в Прагу, операция "Дунай". Пролом головы Прасковьи - это брешь в теории Марксизма-Ленинизма. Сам же фильм берёт ещё шире и копает глубже - тут и тема христианства, язычества, исторических народных восстаний. Явный поиск гармонии в идеях. Главное - это заигрывание с рабочим классом.
Называние себя Виолеттой, а потом просьба всё-таки звать её Прасковьей - это принципиально. Виолетта - это навевание намёка на ВИЛ - Владимир Ильич Ленин. А Прасковья - это по-народному. Это метаморфоза коммунистической идеи от классиков марксизма-ленинизма в народную идею коммунизма с христианскими корнями. Тогда Это называлось - социализм с человеческим лицом. Именно в 1968 году появилось это выражение. История выражения из wikipedia: НАЧАЛО ЦИТАТЫ "«Социализм с человеческим лицом» — выражение, которым охарактеризовали попытку смягчения тоталитарного характера государства в Чехословакии в 1968 году. В более широком смысле может означать попытку соединить социалистическую доктрину с элементами демократического общества. Источником выражения стала фраза Александр Дубчека, сказанная им 18 июля 1968 во время выступления по телевидению. В ней он призвал проводить «такую политику, чтобы социализм не утратил своё человеческое лицо».
" КОНЕЦ ЦИТАТЫ. Так вот, кто главный дебошир и проломитель головы Прасковьи - события в Чехословакии 1968 года! А варвар-язычник - это демократ-дебошир, возмутитель спокойствия в соц. лагере, где Прасковья - почтальон и координатор связей.
Уже ясно, что Прасковья - это метафора Коммунистической идеи и партии. А Рыбников-символ - это рабочий класс, уверовавший в Бога. А может лукавит, чтоб Компартия на него больше не надеялась. И рана в голове у Прасковьи - это пораненная Коммунистическая идея. И получила она её от люмпена-язычника-народной вольницы-куркуля-демократа. Кого ещё? От того главным образом, у кого своё хозяйство - то есть не общественное, а своё. Экономический пролом в политэкономии социализма. И тот, кто может и судей закупить излишками своего хозяйства. И судебная система, оплот государства, рушится под напором экономической трещины. И пришло это со стороны Чехословакии. А ещё распознаётся гудок "Ивана Болотникова" невдалеке у себя под боком. И больные почки Рыбникова-символа-рабочего класса берут на себя другую метафору - набухшие почки Пражской весны 1968 года. А сидение у реки - операция "Дунай" - подавление Пражской весны войсками Варшавского договора.
Паша идёт в палату и говорит: "Полголовы Вы мне облысили". Паша стала наполовину православной монашкой, наполовину осталась прежней Пашей - душевной женщиной. Сказка начинается. Сидит у реки жизни наша Алёнушка и подходит к ней Рыбников - то ли сам символ хорошего парня, то ли Иисус Христос. И спрашивает его Паша: "Вы с Горы?", а он отвечает: "Нет, с Зареченска из Затона". Опять-таки ошеломительно. Всё же на виду, все символы под руками. С Горы - это намёк на Бога и гору Синай или на Иисуса Христа с его Нагорной проповедью. То есть Паша спрашивает - Вы от Бога посланец? А может под горой она понимает глыбы марксизма-ленинизма. Вы от отцов основателей-идеологов, от Маркса и Ленина? А он отвечает - нет, я из твоей мечты о Весне на ЗАРЕЧНОЙ улице, о простых хороших рабочих ребятах. Предмет любви девчат и классовая опора партии. И хорошие ребята тоже хворают на излёте 60-ых. На вопрос Паши давно ли хворает, Рыбников отвечает: "С ВЕСНЫ, почки застудил". То есть "Весна на Заречной улице" витиевато вплетена в разговор-знакомство. Хворает рабочий класс, хворает Паша. Захворала социальная идея. А "почки застудил" - это обыкновенные почки на деревьях - не распустились, не зацвели деревья и цветы коммунизма. И Рыбников-символ говорит, услышав гудок, что мол "Иван Болотников" голос подаёт. И кто же такой Иван Болотников у нас? А предводитель восстания 1606—1607 Смутного времени. Намёк на такое толстое положение в стране, что ненароком и народное восстание может случиться на реке жизни в данной социальной системе, чур меня. Вот до чего дошла-то эта хвороба. Дело серьёзное. А вот и гудок парохода "Даргомыжский" опознан. Ну-ка покопаемся, что у нас создал сей муж. Опера "Русалка" - из истории Киевского княжества - князь, княгиня, дочь Мельника Наташа. Отсыл к чему-то народному, смутному, языческому из истории Руси. Итак Паша и Рыбников-символ находят духовный консенсус на народной, вольницкой, языческой почве. Это Вам не запал молодости на человеке труда, на пафосе огня и видении учительницей своего ученика-работяги у Мартеновской печи. Это совершенно другой исторический разрез - разверзлись языческие хляби небесные и воды-реки. Фильм берет начало от Крещения Руси в реке и где-то там балансирует в языческой смуте. Глубоко копается проблема социальной хвори рабочего класса. Рыбников-символ отверг, что он с Горы - отверг, что он то ли от Бога, то ли от Маркса-Ленина. Он с Заречья. Паша хочет решить вопрос болезни по закону, в суде - а значит она христианка и стихийно-народная коммунистка. Она отвергает языческие подношения жены того самого языческого варвара, что голову Паше проломил. Вот и завязка духовного состояния Паши - гремучая смесь христианства и коммунизма, как всеобщей Земной правды. И поход против язычества. Дух сильнее подношений цветов и чего-там съестного из своего хозяйства семьи язычника варвара - куры, поросёнок. И вылечившись Паша становится на коммунистические позиции. А вот Рыбников-символ остался в больнице. Она желает ему выздоровления. А Он говорит: "Это от Бога зависит". А Паша резво так: "Какой там Бог. От самого себя зависит". Но Рыбников-символ смотрит на неё скептически. Разуверился рабочий класс в своей силе. Упадок духа налицо или хитрость народная. Паша хоть и вылечилась, но вылечилась своей христианской верой, принятой в народе за идею коммунизма. Гремучая смесь. Не зря она была на полголовы острижена. А рабочий класс уверовал в Бога. И вот Виолетта-Прасковья ходит к больному навещает. Тянет её, то есть коммунистическую идею к рабочему классу. И хочет она, чтобы называл он её Прасковьей - по-народному. Коммунистическая идея рядится в народные одёжки.
Отъезжающая от дома, где произошла драка, Скорая помощь имеет номерной знак 54-82. Это годы после Сталина и до смерти Брежнева. В 1954 году Брежнев назначен вторым секретарём ЦК компартии Казахстана. А до этого он делал карьеру в армии. По сути дела 54-82 - это годы гражданской политической карьеры Брежнева. Ошеломительно для фильма 1969 года!
Итак фильм явно политический и мировоззренческий, законспирированный под мелодраму.
Помню фильм "Люди как реки" очень понравился людям, когда появился на экранах в тот далекий 1969 год. Это было как второе пришествие чего-то неуловимо душевного после, как ни крути, не совсем народного неореализма 60-ых, сейчас бы сказали с налётом гламурности. Гламур неореализма 60-ых по сравнению с 50-ыми отличался некоей интеллигентной обособленностью и стильностью по сравнению с "Весной на Заречной улице", "Девчатами". Татьяна Доронина в "Ещё раз про любовь" и "Старшей сестре" вступала в некое противоречие со своими же "Тремя тополями на Плющихе". Стильность и стремление к некоей эксцентричной высшей математики в любви выдавливали из актрис простоту и душевность. Именно на сломе 50-ых появилась Инна Чурикова - кто бы мог подумать, что невзрачная странная девица из "Старшей сестры" станет ведущей актрисой 70-ых. А вот великолепная Люсьена Овчинникова не найдёт себя в этих самых 70-ых. И встретятся Татьяна Доронина и Люсьена Овчинникова на фильме "Ольга Сергеевна", где обе они будут играть неких учёных дам. Да уже не будет это хорошо. По сути дела запутаются в духовных поисках 50-ых и Татьяна Доронина, и Олег Ефремов, и Люсьена Овчинникова, и Валентин Зубков, и Николай Рыбников и много других Советских актёров. Ностальгия по хорошему светлому духовному будет излучаться из их образов 70-ых вымороченных. Что же это было? Где здесь духовное язычество, а где христианство. Я бы описал всё с позиций христианства. Но Маматков Петр усложняет мне задачу, копая вглубь к язычеству. Итак фильм "Люди как реки". Фильм появился на сломе неореализма 60-ых и его плавного перехода в реалистичные 70-ые. Неореализм 60-ых отработал своё во всём мире, завершив самого себя и став вещью в себе, неким философским камнем, когда золото искусства добыли из ничего, из того, что под ногами валялось. И каким-то непостижимым образом он исчез, растворился, распался и породил более сложный модерн 70-ых, когда занялся наконец делом отображения действительности как она есть, а не в ключе неореализма, когда можно было помечтать и навести гламур на плетень, то бишь забор в припадке ношения стильных плащей. К гоголевской шинели, господа, так будет вернее. Почтальон Паша весело разносит письма по деревне. Она знает людей, люди знают и привечают её. Настоящая девчонка из сообщества "Девчат", повзрослевшая. И вот некий языческий варвар в пьянке избивает жену, а заодно попало и Паше. Языческий варвар проломил Паше голову, когда она заступилась за его жену. И увезли Пашу в больницу. И Скорая помошь едет, а справа маковки церкви. Такие виды церквей разбросаны по Советским фильмам довольно часто. И надо сказать, неспроста они попадают в кадр. Вспомним "Афоню", "Чужие письма", "Ищу мою судьбу", впрочем этот фильм полностью посвящен спору с православным батюшкой. А вот такое ненароком можно найти во многих фильма - гос-во невзначай призывало православие для миссии сдерживания языческой вольницы. В условиях мира, когда социализму надо было входить в мирную обыденность, возникало много вопросов и кидало народ в неверие. И партия где-то даже находила небесполезной роль церкви в мироустройстве и обществоведении. Итак, Паше проломили голову и церковь в кадре справа призывала своим видом к христианской любви к ближнему. а может и того хуже - издевалась над нравами социализма. Ну тогда режиссёр вообще враг системе. Хочется верить, появление церкви в кадре - это осуждение языческого пьянства на православный манер. Паша в больнице. И что мы получаем в итоге? 50-ые годы киноискусства оказались больны, и разнесены, и проломлены некоей пробудившейся тёмной силой в народе. Неужели эти те самые светлые девчата и ребята, что любили и женились под восторг мира и преодоления голода войны и разрухи. Стильный неореализм 60-ых в кино как-то упустил народную тему и она эта тема стала дебоширить и уходить из-под влияния. Кстати то же самое происходит и сейчас - стильный гламур 2000-ых упускает народную тему и она проломит башку когда-нибудь кому-нибудь. Итак конец 60-ых - Паша шутит, что даже рада, что выспиться в больнице. Что называется уснуть и забыться прекрасным сном. И прокрутить во сне своё подсознание и скрытые желания. И медсестра говорит: "Проходи, ложись". И весь последующий сюжет я бы и назвал сном Паши. Как "Дядюшкин сон", который, в смысле дядюшка, решил вспомнить молодость и побегать за игривыми дамами. А тут мимо по пути Паши в палату перед тем, как Паше заснуть проходит мужчина, напоминающий Николая Рыбникова. А то, что проходит фоном, ненароком, то потом и отражается у нас в голове больше, чем бросающееся и лезущее на глаза. Николай Рыбников здесь не актёр. Он символ эпохи, он сам эпоха 50-ых. И Паша сидит возле речки. А река - это река жизни, кто же будет сомневаться в её смысле здесь? Река жизни и крещения. И вот вам диспозиция - Паша, резвая игривая девчонка из эпохи девчат, сидит с проломленной головой, и кем проломленной? Языческим, вышедшим из повиновения варваром - очевидный намёк на рабочий класс, не укладывающийся в прокрустово ложе марксизма-ленинизма и советского социализма, и к тому же отвергнувшего заповеди православия под науськиванием той же теории Маркса-Ленина. И сидит Паша в таком состоянии перед рекой и подходит к ней Рыбников - символ тех самых хороших рабочих парней, которые так славно работали и в "Весне на заречной улице", и в "Высоте", и в "Девчатах". Сидит Паша как та нежная Васнецовская Алёнушка и печалится. Правда Алёнушка, сидючи у болота, печалилась по поводу, очевидно, ушедшего язычества. А вот Паша печалится по годам Крещения и Христианству на Руси, сидючи-то у реки. Кто же сомневается, что во сне к обиженной и такой безобидной Паше явится мечта девушек 50-ых начала 60-ых сам Рыбников. А вы думали это образ фильма, герой Рыбникова? Нет это сам Рыбников-мечта-символ-успокоитель печалей повзсрослевших девушек, которым мамы пели, что любишь кататься, люби и саночки возить. Рыбников-икона. Явление Христа Паше, уверовавшей когда-то в светлые образы хороших рабочих парней. Да вот такой казус - больница. Помнится, Зина Бегункова тоже возле реки пыталась соблазнить Пряхина на любовь. Да Пряхин не дался, не захотел делать из себя икону под вкусы Зины. Вольница, однако. Языческая. А на другом берегу тоже между прочим церковные купола.
Общий RSS-поток отзывов - http://www.kinoexpert.ru/allblog_rss.aspВнимание: если Вы заметили какие-нибудь неточности или у Вас есть какие-либо дополнения о фильме `Люди, как реки` - то вам сюда.