Только за работу в этой картине, Гостюхину и Руслановой можно было давать народных артистов СССР.
А Гостюхин... согласен, так не играют. Так живут. Живой пропитый блатной работяга с советского кладбища. Гений, гений и никто из актеров , как наших, так и зарубежных, в моих глазах, Гостюхина не превзошел.
Интересно, что в книге Воробей отмечал не сорок, как в фильме, а тридцать лет. Но по фильму получилось более реалистично, трудно поверить, что к тридцати можно так расхристаться.
После раскрытия мистики образа Зилова я подумал, что и писать больше нечего. Аналитический духовный катарсис перед лицом эстетики Советского кино произошел, можно сложить смиренно руки. Ан нет, венок в сентябре оказывается вёл прямиком на "Смиренное кладбище". Сказать, что это великолепный фильм - это ничего не сказать. Его надо расшифровывать, изучать и писать диссертации своей кровью. Позвольте написать, что думаю и как вижу. Дай мне Бог мыслью встать над фильмом и преклониться в смирении. 1989 год - предчувствие 1991 года. Брат пошёл на брата и проломил ему череп. Один сидит, другой с открытой раной рвётся работать. Что-то его тянет на это кладбище. Это не просто место работы, это мистика и душа. Молодой парень, работающий с ним, чувствует, что именно здесь он видит нутро и силу жизни. Ох нет, не то я пишу. Эстетика кино - это копание вглубь, выворачивание земли и души. Режиссёрская и актёрские работы эталонные. Взлёт эстетики Советского кино. Последний взлёт и смерть. Больше такого уже не будет вообще. Вообще не будет в природе кино на пост-советском пространстве. Будут хорошие, достойные фильмы, но такого уже не будет никогда. Тема пластается и роется режиссёром в унисон с ярым рытьём могил. Брат, главного героя в исполнении Гостюхина я буду так называть - БРАТ, с проломленным черепом по просьбе начальника роет очень глубокую могилу ночью. И потом они оба - брат и начальник опускают туда гроб под звуки прощальной грузинской музыки. Брат живёт на кладбище. Здесь он работает, здесь жизнь и смерть, отношения между людьми. Здесь он получает и благословение от Бога и очищение. И приходит самая крамольная и трепетная мысль - кладбище - это пространство русского духа, русской истории. Русский космос. Не просто мистика, это пласты, жирные пласты землицы. Сцена приезда главного начальника в исполнении Шиловского высвечивает субординацию. Главный хозяин - чистый, выкормленный идеолог, его ставленник на кладбище рангом пониже, выполняющий чёрную управленческую работу и народ. Самая страшная сцена - это выявление субординации во всей её безвыходности и зависимости. И даже здесь БРАТ остаётся человеком. Вычленяется народная независимая духовная ипостась среди всей этой фантасмогории. И потом как катарсис жгучее желание БРАТА говорить со своим молодым другом, его отказ придти и смерть от водки с надеждой на Бога. И фамилия у БРАТА - Воробьёв, душа серого воробья, птица Божья. И оказывается все мы копошимся на кладбище и роем друг другу могилы. Стихия духа. Фильм добрался до сути этой стихии. И чётко показал эти ответвления от стихии в суету и путь мученика. Все актёры великолепны, все играют на крупных планах. Лев Борисов, начинавший в фильме "Высота" учеником-монтажником в 1989 году по сути дела закрыл за собой двери великого Советского кино. Отдал дань под звуки салюта в честь Советской Армии, а как ещё понимать похороны военного - это аллегория похорон Советской Армии, короновал собак остатками засохших венков. "В белом венчике из роз". Венки засохли и их убирает его герой. И чистит крылья ангелам. А на смену стихии духа идёт расчётливость нового поколения кладбищенских - герой Авилова. В фильме много загадок. Что это за бесхоз, где запланирован мемориал? Мемориал декабристов. Если вспомнить, что Беловежское соглашение подписано в декабре 1991 года и 26 декабря — официальное прекращение существования СССР, то просто оторопь берёт. Мемориал-то был запланирован ещё в 1988 году. И мемориал СССР. В память об СССР. Но там БРАТ вырыл глубокую могилу, то есть он не дал построиться мемориалу. Смертью смерть попрал. Жена с сыном на руках и сзади ангел с белыми крыльями, и вокруг ходит Кутя (Лев Борисов). БРАТ умер 15 ноября 1988 года. А родился 22 Октября 1948 года. По старому стилю революция 17 года произошла 25 Октября. 22 Октября - это великий день. 22 Октября 4004 до н. э. — Акт Творения (сотворения мира Богом), согласно заявлению, сделанному ирландским архиепископом Джеймсом Ашшером в 1650 году на основании изучения Ветхого Завета. 22 Октября 1721 — Пётр I принял титул Императора Всероссийского. 15 Ноября 1982 — Похороны Л. И. Брежнева на Красной площади. Данные из wikipedia. То есть даты жизни БРАТА окаймляют новую историю России в её имперской ипостаси 22 Октября - 15 Ноября.
К сожалению не смотрела фильм...Но обязательно посмотрю..Книга произвела неизгладимое впечатление. Ее мне дал Папа, когда наша семья хронила близкого человека и сотя на кладбище, смотря на работу могильщиков, приходили мысли насколько относительны модели наших жизней и насколько взаимосвязана нить радости и боли..
Замечательнейший фильм. Автор произведения когда-то, до отъезда в США работал могильщиком на кладбище, возле рижского вокзала в Москве. По этому и произведение написал. В экранизации особенно гениально раскрывается Владимир Гостюхин, роль наверное это его самая лучшая, из всех сыгранных в кино. Стоит посмотреть.
Гениальный и глубочайший русский фильм
Для всех интересующихся подобным кино рекомендую фильмы: Прикосновение и Казенный Дом Альберта Мкртчана Письма мертвого человека Посетитель музея Лопушанского Константина
Общий RSS-поток отзывов - http://www.kinoexpert.ru/allblog_rss.aspВнимание: если Вы заметили какие-нибудь неточности или у Вас есть какие-либо дополнения о фильме `Смиренное кладбище` - то вам сюда.