Награды и примечания: По одноименной повести Виктории Токаревой «Первая попытка».
Краткое содержание: Мара Александрова - женщина со сложным характером и такой же непростой судьбой. Своё имя она получила в честь тигрицы, видимо, это и определило всю ее дальнейшую жизнь. Она отчаянно борется за каждый наступающий день.
Один за другим в ее жизни меняются мужчины. Получив от нее определенную поддержку: моральную, финансовую - сразу же покидают. Это ожесточает ее. Мара готова абсолютно на все, чтобы доказать окружающим: в моей жизни все хорошо, я счастлива!
После первого неудачного брака она знакомится с тихим, полюбившим ее беззаветно врачом Димочкой. Она всегда воспринимала его как данность, ни мало не заботясь о том, как задевают, как глубоко его ранят ее увлечения другими мужчинами, подчеркнуто наплевательское отношение.
В своём бесконечном поиске счастья Мара цинична, расчетлива, часто нечестна. Для нее цель оправдывает средства. Поэтому она идет напролом, не осознавая, что летит на пламя, как мотылек-однодневка, переступая через сотрудников, подругу и любящего ее человека.
Друзья сравнивают Мару со свечой: сначала горит ярко, а потом чадить будет и воском капать.
Так и происходит с амбициозной женщиной. В ее жизни было все: успех, богатство, красивые мужчины. Но вот ей 45, и все резко меняется: одинока, без гроша за душой и смертельно больна…
Сможет ли сильная духом Мара пройти и через это испытание, найти любовь и вернуться к жизни или это последняя тщетная попытка?
Сначала не могла оторваться, потому что фильм как с меня снят..мы все ищем любви, ищем других людей - а сами то - не меняемся..и получаем все по замкнутому кругу - измены, предательства, разочарования. Если человек не проходит урока жизни( и в определённый момент жизни выбирает - обиды, гнев, раздражение - вместо любви, прощения и сострадания..) Ему , (как дедушка плачущей девочке - 5 копеек на кино), Бог дает еще одну возможность справиться..Так и героине - каждый раз - давались новые отношения, ситуации, которые она так и не могла пройти, не обвиняя во всем других. И вот только когда она незлечимо заболела - она смогла просто остановиться и посмотреть на свою жизнь. Сначала пыталась обвинить судьбу ( как мы часто делаем по инерции) - но потом просто смирилась и оценила то, что было рядом с ней. Болезнь во спасение..Фильм сильный, это не мелодрамма - если не растворяться в мелочах а видеть глубже.
Бондаренко( скрипач) - смог простить свою жену за уход..он пережил боль - и всё вернулось( его жена должна была так поступить - через неё пришло в его жизнь испытание - и он справился - преодолел обиды - получил все снова - и карьеру и семью.Спасибо за такой фильм!
Фильм отличный! Чем-то напоминает "Сладкая Женщина" с Натальей Гундаревой в главной роли. Фильм великолепный. Хороший фильм, умный, что редкость для нашего ТВ, к сожалению. Ему бы еще динамики малость добавить, а-то в некоторых местах нудновато смотреть. А во всем остальном: браво авторам. Надо обязательно прочитать книгу. Глубокий, смысловой и трогательный фильм. Название книги "Первая попытка"? Очень хотелось бы прочесть! Классный фильм!
Интересно, какая Эльвира Болгова в жизни? Не заразилась от своей героини?.. Снимаются мои любимые актрисы в одном фильме сразу: Эля Болгова, Мария Куликова и Ольга Красько. Фильм потрясающий. Понравилось так, что захотелось побольше узнать об актрисе, сыгравшей главную роль, отчего я здесь и сейчас. ЗДОРОВО. Очень фильм понравился. Сразу же полез в интернет посмотреть, кто же режиссер. Увидел, что Сергей Гинзбург и очень обрадовался. Люблю этого режиссера. Конечно, на базе Токаревой есть, где развернуться. Режиссер--молодец! После таких фильмов понимаешь, что жив наш кинематограф! Фильм прекрасный! Его стоит смотреть. Эмоции так и переполняли меня при просмотре! Конечно Эльвира Болгова красавица и молодчина! Отличная роль. Спасибо за столь прекрасный фильм!
Итак самое сладкое - лабиринт этого кино. Вот что меня лично задело. Это не просто повествование - это плетение на очень хорошем профессиональном уровне. И мне хочется спасти фильм от мелодраматического восприятия. Потому и пишу здесь. Первый муж Мары - это как бы эпизод. Боевое крещение жизни. Стиль - 60-ые. Свадьбы и разводы 60-ых. Первый муж Мары - это её исчадие ада. И правильно её отправили отдохнуть. Развезрлись хляби небесные над Марой. Зависть сослуживицы, на которую Мара опрометчиво не обратила внимание - это прошло фоном. Но Мара должна была всё проанализировать. Тут тонкий режиссёрского-сценарный ход - библиотека Дома отдыха. Вот здесь в тиши Мара и должна была обрести и восстановить себя, но она начала ссориться с библиотекаршей. Есть некие сакральные специальности. И библиотекарша одна из них. Библиотекаршами были - девушка "У Озера", второе пришествие Натальи Негода в наше кино "Бубен, барабан". И здесь в библиотеке Мара встречает своего второго мужа. Это явно вечный интеллигент, коими у нас являются врачи в кино. Так повелось от Чехова. И он ещё травник. И он влюбился в Мару. Собственно он и стал талисманом Мары на всю жизнь. Образ врача такой же центральный в фильме, как и образ Мары. Они муж и жена. Но они разные ипостаси. Дополняют ли они друг друга? И что тут такого современного? Когда думаешь об этой паре, то понимаешь, что это какие-то динозавры старых времен - 60-70-ые что ли? И тем не менее именно их режиссёр и сценарист тянут в эту вторую попытку жизни, которая надо полагать обещана нам в конце фильма. Чем Мара дополняет своего мужа-врача? И может быть Мара была не так уж не права, когда настучала на него в прокуратуру. Может он и не хотел разводиться и жениться на другой. Что-то такое Мара про него знала и чувствовала, что сделала этот шаг. Главное, что он любил Мару и только одной ей готов был посвятить жизнь. На что же претендуют эти два сквозных образа фильма? На метафору интеллигентской России. Муж- интеллигент, врач, вечный Чехов, дядя Ваня, вечный Астров, вечный гранатовый браслет своей возлюбленной. И жена - полуинтеллигентка, страстная, отдающая себя любви и получающая взамен непонимание и страдания, корыстная тоже. Ева во плоти. И тут пожалуй надо отдать должное создателям. Они ясно сказали - женшина - это кладезь грехов, неясных помыслов, ошибок, сумятицы. И никакое это не благостное "благословите женщину". Но с ней всегда будет тот единственный, что её понимает. У многих женшин такой мужчина есть в жизни, кто её любил и любит. Вспомним героя Олега Табакова в фильме "Оглянись!..". И у России такие мужчины есть. Её любят со всеми неправильностями и т.д. В этом пожалуй счастье Мары. Назидание? Да. Басня с моралью - да. Но есть что-то неуловимое, что делает этот фильм больше, чем басня. А именно образ мужа-врача. Его согбенная фигура, уходящая к обшарпанной двери больницы. И всё-таки есть в российском искусстве образы, которые спасают нас от мыльной сериальности. Это чеховские образы. Наработанный духовный пласт 19-начала 20 веков. Мара как Валькирия пронеслась над полем брани 60-80-ые годы. Она сама по себе, но она была в гуще событий - а как же, столичный журнал, недюжинные любовники, вкус к жизни, понимание стиля. И это замечательно, что Мара была не примкнувшей. Она бриллиант своей собственной огранки. За что и любил её вечный чеховский врач-травник. И это неожиданно увидеть в современном фильме тенденцию любви к таким особым женщинам. Хотя эта любовь и с назиданием. Катарсис Мары в усиливающемся образе врача к концу фильма. Ну что же, Дядя Ваня так сакрально мягко выходит из катакомб страданий? Неужели мы увидим небо в алмазах? "мы скажем, что мы
страдали, что мы плакали, что нам было горько, и бог сжалится над нами, и
мы с тобою, дядя, милый дядя, увидим жизнь светлую, прекрасную, изящную,
мы обрадуемся и на теперешние наши несчастья оглянемся с умилением, с
улыбкой - и отдохнем. Я верую, дядя, я верую горячо, страстно... Мы отдохнем!" Чехов "Дядя Ваня". Вот так неожиданно плачущая девочка, не попавшая в кино, попала в классику жизни. Так же как другая девочка с полевыми цветами, идущая за руку с Лаврецким в "Дворянском гнезде". Девочки России, делающие её судьбу классикой в обрамлении тех, кто их любит. Как хотелось бы, чтобы это не стало пошлостью, а осталось чеховским, купринским, толстовским, тургеневским. Фильм "Первая попытка" в русле такого желания. Спасибо.
Итак, когда черти тупого кармизма изгнаны, помолясь начнем. Великолепная идея показать ход истории на примере некоей редакторши отдела писем некоего московского журнала. Хотя я и укорил Викторию Токареву в некоем отсутствии тонкости, но с неё не убудет, она великая писательница. Такая редакторша может таким тонким (я же сказал, что Виктория Токарева великая - у неё тонкостей тоже полно и это мы понимаем), итак такая полуинтеллигентка может тонким образом ткнуть нашу интеллигенцию в её деяния, начиная с 60-ых. Кто только и куда только не тыкал нашу интеллигенцию, начиная с Ленина, который ткнул её в г... - весьма по-марксистски, но при этом он же назвал Толстого зеркалом революции. Так что интеллигенция может и вонять, и отражать. Может и обгадить время, а может и оформить его в образах. Ну интеллигенция ко всему привычная стало быть. И Мара приняла на себя этот крест даже не ведая о том во время своей первой попытки - всего ничего бабий век 45 лет. Начало 60-ые. Редакция, вахтерша, некий кент в голубой рубашке, не меняющийся целых 20 лет. Такое впечатление, что Мара меняется, а всё вокруг застыло. И это тоже свойство наших б..., о простите женшин. Вокруг всё те же поржавевшие уже пятиэтажки, а женщины следуют моде, двигая время вперед. Кто же такая Мара? Как я уже написал - полуинтеллигентка. Почему полу? Да потому что она не была диссиденткой, не пошла до конца, а ведь не глупенькая она - в московском журнале работала и диссидентские дела знала. ВОТ ОНО ГЛАВНОЕ КЛЕЙМО НА МАРЕ - НЕ БЫЛА ДИССИДЕНТКОЙ. С первым мужем - не была декабристкой, не поняла его творческих устремлений в то сложное время. Впрочем для мужчин у нас всегда сложное время. С первым мужем и произошел у неё женский сбой судьбы - потеряла ребенка во время беременности. Полуинтеллигентка Мара волевая, образованная женщина хотела строить жизнь по законам семейного жанра, а жанр дал сбой в его мужской ипостаси - тут надо было что-то тоньше. Искать гармонию на уровне понимания. Но не поделили пополам стол, а значит и судьбу. Мара занята делом - хорошо шьёт на дому. В этом она самовыражается скорее, чем на работе. Полу-интеллигентка. Она не будет по-тихому понимать мужа, как интеллигентка в исполнении Инны Чуриковой в "Военно-полевом романе". Она увидела мужа в ресторане с другой и как отрезала. И уже как результат потеряла ребенка. Энергетический всплеск против мужа покарал её материнскую ипостась. Одного этого хватило бы на целый фильм, но это только первая его часть. «Девочка плачет, шарик улетел». Парафраз великого Окуджавы в виде плача девочки, не попавшей в кино. Жизнь - это кино. Но жизнь это и не кино. Кино продолжается - Мара встречает некоего загадочного врача, занимающегося травками. При нем она набирается женской силы и мягко говоря наглости. Внутренность её раздобрела и успокоилась. Муж настолько её любит, что даже подготовил её сущность к новой любви. Такими мужьями нас тоже не удивишь - в Советском кино такие были и даже много - муж подруги главной героини в "Осени" в исполнении Джигарханяна, был Фарятьев в исполнении Андрея Миронова, был тот же герой фильма "Военно-полевой роман" в исполнении Николая Бурляева по отношению к фронтовой любви, был герой Александра Демьяненко в "Карьере Димы Горина". Как принято говорить - типичный интеллигент, который оказывается другом на всю жизнь, если полюбит. Так и оказалось с мужем-врачем Мары, с которым она никогда и не разводилась. Итак муж-врач-травник в процессе семейной жизни, заключавшейся в семейных ужинах, которые он и готовил, в процессе объяснений своей миссии с травками, подготовил и отогрел душу Мары для новой любви. Ох уже эти семейные ужины - вдруг вспомнился семейный ужин Анны Доброхотовой с её мужем - помите как она аппетитно ела свежий бублик с маслом и селедочкой. Мара и есть реинкарнация Анны Доброхотовой в 2009 году. Так на заметку. Только Анна была уж слишком сладкой женшиной, потому её Тихон и раскусил и вылил водку ей под ноги. С Марой тоже так же поступали - в частности её третья любовь - скрипач. Очень похоже на Тихона - женщина влюбилась, всю себя отдаёт, даже возвращает мужскую силу, а с ней вот так. Строитель Тихон так, а скрипач интеллигент вот так. Ну что же у каждого свой стиль. Опять шарик улетел и девочка не попала в кино под названием жизнь. В этой части, которая тоже тянет на целый фильм уж слишком много внимания уделено законной жене скрипача с её стояниями, как стояния Зои, на кухне у грузинского любовника. Тут некий режиссёрский недостаток - слишком много грузинских пряностей. Ну да ладно. Тут даже не поймешь, кто был главной героиней этой части Мара или законная жена скрипача. Но Маре надо отдать должное - вот так беззаветно влюбиться в скрипача и вернуть ему его мужское. Мара - сильная женшина и много дающая. Да за одно это она должна быть занесена в аналы книги под названием "спасибо женшине", если такая где-либо имеется. Следующий любовник Мары - молодой фотограф. А что тут такого невероятного? Имеет право. Тут меня уже не покидало ощущения чтения чужих писем и подглядывания в замочную скважину. Вы думаете, вы Мару припечатали к позорному столбу? Ничуть нет, товариши создатели. Мара жила и отдавала себя. Имеет право, насышенная бабская жизнь. Сценарий начинает быть отягошенным. Тут и жизнь подруги. И этот фотограф со своей молодой любовницей, возжелавший молодой пассии и ребенка. Ну и ладно страница перевернута. И даже можно понять Мару, забравшую дорогущий фотоаппарат у своего неблагодарного любовника. В чем же винить тут Мару? Явный женский перегруз по судьбе. И тут возникает последний любовник - солидный министр. Тут Мара явно дала маху - не на ту лошадку поставила в разгар перестройки, если уж ей захотелось старого коня, который борозды не испортит. Мара при всей её хваткости была просто женщиной и многого не учла. Не буду пересказывать дальше. Тут уж целый детектив, иначе неинтересно будет смотреть. Честно говоря, я даже не понял, за что Мару покарал тупой кармизм сценария или книги. Это уже какая-то доисторическая салтыково-шедринская животная нелюбовь к полуинтеллигенции. Аналитику на такое объемное полотно дам уже в следующем эссе. А здесь был такой линейный проход по сценарию, который даёт мне возможность ходить по нему как по лабиринту, вдоль и поперек уже в следующем эссе.
Я понимаю Ингу, которая пишет про "тупой кармизм". Так воспринимают фильм пожалуй молодые энергичные современные женшины. Ну нельзя же так пугать современных женщин с их страстями в наше трудное время. В таком контексте фильм действительно напоминает кару недоброго Боженьки в лице сценариста, вещаюшего с амвона. У Виктории Токаревой были веши и тоньше. В своей каре фильм смотрит скорее вперед, чем назад в ту эпоху. Впрочем он же показывает и истоки наших сегодняшних мук. Мара опять за всё ответит. А ведь есть же новая песня "Баллада о русской бабе". Не откажу себе в удовольствии привести здесь строки, чтобы преодолеть тупой кармизм, о котором справедливо заметила Инга: " Баба как женщина, баба как баба
Баба, как символ России в веках
Баба для русских сродни баобабу
Та же надёжность и тот же размах
Бабу растили, рядили, учили
Бабу по печени били камчой
Бабу прощали, жалели, любили
В церковь водили с пасхальной свечой
Баба – колхозница, баба на танке
Баба, в жару продающая квас
Баба – любовница, баба – путанка
Баба, родившая Бога для нас
Баба готовит, метёт и стирает
Баба растит непослушных детей
Баба предчувствует, баба гадает
Баба не любит плохих новостей
Эй, братья, дядья да кумы
Наши бабы, лучше чем мы
Баба нас дёргает, пилит, пытает
Баба гуляет сама по себе
Баба напьётся и долго страдает
По несчастливой, по бабьей судьбе
Баба нас вылечит и обогреет
Баба создаст нам покой и уют
Баба семью по осколочкам склеит
Баба отходчива, если не бьют
Эй, братья, дядья да кумы
Наши бабы, лучше чем мы
В бабу поверили, в бабу вложились
Бабе отдали бесплатный эфир
Бабу подняли, на бабе нажились
Бабе пошили парадный мундир
Люди воскликнули: "Бабу на царство!"
Баба ответила: "Шли бы вы на…
В этом смертельно больном государстве
Я свою чашу испила до дна".
Эй, братья, дядья да кумы
Наши бабы, лучше чем мы
Эй, братья, дядья да кумы
Наши бабы, лучше чем мы
Наши бабы, лучше чем мы " ВОТ ТАК, А ТЕПЕРЬ ПЕРЕЙДУ К КОНКРЕТНОЙ ТАКОЙ БАБЕ ПО ИМЕНИ МАРА.
Да, получается Мара ответила за весь базар эпохи. Так и хочется сказать в посвящении "Маре - женщине и эпохе", используя известный маяковский не без юмора пафос. Делать из женщины эпоху у нас начали давно - со времен оных. Вспомним "Гадюку" - женщина-комиссар революции в мирной ипостаси туфелек, чулочек. Трудно встраиваться в мирную жизнь, когда кудрявая секретарша котируется выше комиссара революции без туфелек. собственно, что ни фильм у нас был, то женщина-эпоха, простая русская женщина, мужем битая и т.д. по тексту известной речи героини Веры Марецкой. И другое явление - героини Веры Алентовой были предвестницами, весталками перестройки. И когда я смотрел "Первая попытка" меня не покидало ощущение, что где-то я это видел - "Время желаний" Юлия Райзмана. В 1984 году - это был глоток свежего воздуха. Некое загадочное среднее министерское звено женится на некоей энергичной даме к обоюдной выгоде. Но выгода не слепилась до конца - ежик сдохнул. Извините за цинизм. 1984 - о, этот славный год, когда ещё ничто не предвещало гибели Титаника и т.д. Прошло 25 лет - 2009 год. С Титаником уже всё произошло и опять нас возвращают в те года в лице женщины - человека и эпохи. Причем возвращаят на очень высоком художественном уровне. Игра актёров, режиссура, сценарий - это вам не ширпотреб, так вольготно правящий бал в российском кино сейчас. Всё на такой высоте, что как-то даже рука не поднимается критиковать фильм. Ведь это же шедевр нашего времени. Давно не получал такого удовольствия от современных актёров. Потому и моё эссе будет без дураков - шедевр достоин хорошей критики и аналитики. И она последует. А пока хочу сказать - великолепный профессиональный сильный фильм. Снимаю шляпу - вот оно полотно, достойное великих советских профессионалов кино. Спасибо всем создателям! Удивили... За сим начинаю разбор в следующем эссе с чистыми руками и чистой душой, просветленной явлением настоящего кино.
Да, интересно было бы послушать Мирьям, это ее тема:)) Итак, "коварная" женщина Мара. Помню, где-то однажды слышала такой термин - "тупой кармизм", т.е. это такое элементарное объяснение всех бед тем, что человек, якобы, "заслужил". Так вот, "Первая попытка" - это именно тупой кармизм. Уводила чужих мужей, бросила нелюбимого мужа, шла "по головам" - вот тебе, получи. Если б все было так просто. А зачем нам тогда постоянное напоминание о горьком плаче маленькой девочки, которой якобы 50 копеек на кино не хватло? И в кино ли дело? Думается, мне, что нет. Это больше похоже на плач от потери чего-то важного. Потери любви, в первую очередь. Это отсылка к сиротству Мары. Недаром, что кадр этого плача показывают нам каждый раз, когда ее предают и бросают. Вроде как каждый очередной ее роман - это отчаянная попытка получить чью-то любовь, пусть и "греховными", нечистоплотными путями. Тут вопрос средства получения желаемого и уважения к чужим чувствам, вообще, уважения к другим (эпизод со старым фотографом, которого по ее милости выгнали из редакции). Ну вот, и покарали Мару по всей строгости закона :))
Эльвира играет супер! Но фильм весь депресивный. Станислав Ростоцкий автор "До живем до пондельника" сазал самое главное: кинофильм должен нести позитив,и надежду будущее, здесь этого нет. Болговой "5++", картине 3-.
Общий RSS-поток отзывов - http://www.kinoexpert.ru/allblog_rss.aspВнимание: если Вы заметили какие-нибудь неточности или у Вас есть какие-либо дополнения о фильме `Первая попытка` - то вам сюда.