Награды и примечания: Приз «Золотая пальмовая ветвь» 60-го Каннского кинофестиваля за лучшую мужскую роль (Константин Лавроненко).
Картина приняла участие в 6 международных кинофестивалях. В том числе, в конкурсной программе МКФ в Канне (приз Золотая пальмовая ветвь в номинации «за лучшую мужскую роль»), в программе «Открытый взгляд» МКФ в Карловых Варах, российском фестивале «Окно в Европу» в Выборге и др.
Рабочее название фильма - «Запах камня» - в процессе съемок было заменено на «Изгнание», которое, по мнению авторов, наиболее точно выражает философскую концепцию фильма.
Когда было решено пригласить на пробы актрису Шведского королевского театра Марию Бонневи, возникла сложность: по контракту с театром Мария должна была ближайший год играть в новом спектакле, премьера которого уже была анонсирована. «Когда мы стали искать способ, как сделать так, чтобы Мария смогла участвовать в съемках, мне сказали: этот вопрос тебе придется решать с премьер-министром», - вспоминает продюсер Дмитрий Лесневский. По шведским законам спектакль не может быть отменен, если на него продан хотя бы один билет. Лесневский предложил директору театра выкупить билеты на все спектакли с участием Марии Бонневи. Но, к сожалению, хотя до премьеры оставалось еще несколько месяцев, 5 билетов было уже продано. И все же решение было найдено: чтобы дождаться Марию, съемки фильма пришлось перенести почти на год.
В фильме нет каких-либо явных признаков, позволяющих точно определить место и время событий. Изначально авторы даже не были уверены, на каком языке они будут снимать картину. В итоге оригинальный текст звучит на русском, и даже шведской актрисе Марии Бонневи пришлось учить свою роль по-русски.
При озвучивании текст Веры (героини Марии Бонневи) был продублирован Еленой Лядовой. Поиски актрисы для дубляжа шли несколько месяцев, параллельно с монтажом картины. Было прослушано более семидесяти кандидатур. Чтобы не быть предвзятым, режиссер решил, что все они инкогнито для него озвучат по две ключевые сцены. После чего он прослушал записи, и выбрал для последнего этапа проб несколько голосов. Окончательный выбор пал на Елену: ее голос, по мнению режиссера, идеально подходит к тому образу, что создает Мария Бонневи в роли Веры.
Съемки фильма проходили в нескольких странах – во Франции и Бельгии, где снимались городские экстерьеры, в России, в Москве – павильонные, интерьерные съемки, а также в Молдове, где специально для съемок был построен дом, мост через овраг, церковь, а также кладбище рядом с церковью. Особенно сложно оказалось спроектировать церковь и кладбище – они не должны были содержать очевидных признаков принадлежности какой-то определенной конфессии. Церковь, как и дом на холме, в кадре должны были выглядеть очень старыми, что подразумевало тщательную работу декораторов с фактурами. Для этой задачи в команду художников были приглашены немецкие специалисты, которые с помощью современных технологий сумели сделать «качественный замшелый камень» и «состарить» дерево.
Одна треть пленки, затраченной на съемки фильма «Изгнание», а именно – 20.000 метров Кодака, была подарена Луиджи де Лаурентисом в Венеции, в 2003 году, в качестве приза за лучший режиссерский дебют («Возвращение»). Вторая треть тоже явилась премией за фильм «Возвращение». Сертификат на 17.000 метров негативной пленки Кодак вручила Академия Ника за лучший российский фильм 2004 года.
Краткое содержание: По мотивам повести Уильяма Сарояна “The Laughing Matter”.
Не имеет значения, где мы — на своей земле, на чужой. Не имеет значения, кто мы — коренные жители, мигранты, на каком языке говорим. Не важно даже, какие мы — хорошие, плохие, семейные, одинокие, чёрные, белые, умные, дураки, бедные, богатые, вписались ли мы удачно в социум, изгои ли мы, верим ли в бога, в чёрта, не верим ли ни во что, проводим ли время праздно или в трудах праведных… — мы в изгнании — вот о чём мы почти никогда не помним, вот то глобальное обстоятельство нашей жизни, на фоне которого всё остальное — лишь суета сует, бег по заколдованному кругу, эстафета — мнимое состязание, где нет победителей, а побеждённые известны ещё до старта.
И, конечно, "Чужие письма" (1975) - учительница Вера Ивановна. Вера интеллигентки в великое, светлое. Вера в "Дневном поезде" уже подвержена коррозии скетицизма. То ли ещё будет к 2007 году через 30 лет.
Вера не захотела рожать от мужа. Он её убивает за мнимую измену, мол плод не от тебя. Не твоя Вера. Ещё одна Вера в коллекции моих Вер. Есть люди, что следят за моей коллекцией и даже подбрасывают экспонаты. Вера современная. Возвращение Отца, поиски и убийство Веры - Звягинцев действительно берёт Темы с большой буквы. Итак мой список Вер - регресс оптимизма налицо: "Дневной поезд" (1976);
"Отпуск в сентябре" (1979) - Вера продавщица, бывшая любовница Зилова ;
"Одиноким предоставляется общежитие" (1983) - главная сваха Вера;
"Маленькая Вера" (1988);
"Год собаки" (1994) - Последняя Вера бывшего ЗЭКа, то есть духовная Вера Советского человека из Советского прошлого, как либералы трактуют это - из тюрьмы народов;
"Водитель для Веры" (2004) - эта Вера хоть и из Советский времён, но это вера 21 века рефлексирует через ретро;
"Изгнание" (2007) (Режиссер: Андрей Звягинцев)
Первый фильм Звягинцева мною просмотреннный.Почитал отзывы.Сопоставил со своими впечатлениями.Картина понравилась.Среди актеров мощная игра Балуева(что значит работа с талантливым режиссером),очень изящная Мария Бонневи(при первом взгляде - знакомое лицо),интересная работа доктора,которого вызвал Балуев к умирающей Вере. Лавроненко был неплох до сцены,когда спросил у Веры "что будем делать".Повеяло какой-то простотой и обыденностью.Шикарные картины дома,овгага,рощи,завода.Ловил себя на мысли-хочется остановить кадр .Не знаю насчет депрессии Звягинцева и непонимания Каннского жюри -от меня режиссеру ,актерам,продюссеру,всей съемочной группе слова самой искренней благодарности.
Фильм хороший и посмотреть стоит. Условно можно назвать шедевром,но только на фоне невзрачности российского кинематографа последнего времени. Удивили качественный звук и блестящая игра Александра Балуева. Отличная работа шведской актрисы(теперь понятно почему ее ждали почти год) Понравилась также общая ассоциативная атмосфера картины. Режиссер наверное, сам того не ожидая, открыл больше случающуюся туманность и заоблочность женской натуры, нежели философскую концепцию людей "изгнанных" на землю. Лавроненко хороший актер, и очень теперь понятно его искреннее удивление неожиданному призу из Канн. Честный парень! :))
Ну нравится человеку("pompey")фильм!Ничего тут не поделаешь.Зацепило его!Значит мозги у человека другие-особенные.И я думаю,что он,скорее всего,прав в своем предположении,что в день просмотра картины на членов жюри действительно что-то "накатило".И "жилы" свои,некстати,потянули.Знаете,как больно? А тут еще рядовые зрители,как писали местные журналисты,освещавшие кинофестиваль,вышли из зала после просмотра разочарованные.Как назло-одно к одному.Да,Андрей,оказались Вы неожиданно в "изгнании".Но ничего,не вешайте носа,поднимаю тост за Ваше "возвращение"!Спасибо Вам за первый фильм!
Кинокритики Каннского фестиваля, конечно же, люди уважаемые, со своим мнением. Но возводить их в ранг полубогов и арбитров изящности не стал бы. Может на них накатило, может фильм им просто не в жилу. Если это не Ваше кино, то не Ваше. Браво, Звягинцев!
Познакомился с отзывом зрителя Андрона.Хорошо,хорошо.Чувствуется искренность и откровенность в суждениях.Насчет игры в фильме К.Лавроненко и получения им известного каннского приза за исполнение роли в нем - мое мнение,что это всего лишь жест политкорректности членов жюри кинофестиваля (не без молчаливого одобрения данного жеста и организаторами кинофорума) в адрес режиссера картины.Что-то надо было дать произведению недавнего триумфатора Венеции.Вывод:по большому счету согласен с мнением Андрона о фильме.Приятно,знаете ли,иногда убедиться в схожести собственных умозаключений с умными мыслями умного человека.
Приятно, знаете ли, иногда, когда чего-то не понимаешь и ломаешь голову: ну как же так?! - убедиться, что ты такой не один. Далеко не один. Вас таких вообще большинство. Потому что заклеймить картину, повесив на нее ярлык "не для всех" - проще всего. Труднее усомниться в собственных возможностях понимать что-либо, выходящее за рамки обычного, повседневного. Вот и теряешься каждый раз, как подобное случается, в догадках: то ли автор чего не договорил (не смог или не захотел - судить не возьмусь), то ли это у тебя чего-то не хватает. А потом смотришь, читаешь и думаешь: всё-таки творение-то несовершенное, в самом деле! Разные люди, а во мнении сходятся. Не гарантия, конечно, но показатель!
Нет, разумеется, кино не плохое. Просто слишком мудреное. Форма пришла, содержание подзадержалось. Жаль. Вдвоем они смотрятся на порядок лучше, чем поодиночке.
Что хотел бы особо отметить - впервые в жизни мне понравилась работа актера Александра Балуева. Причем понравилась гораздо больше, чем его коллеги К. Лавроненко, получившего, как известно, за свою роль серьезную награду. Ну, не знаю. Я не оценил. Сложности и неоднозначности у персонажа (не чета его супруге с ее философскими изысканиями) всего ничего, да и сыграно как-то... обычно. А вот Балуев удивил. Казалось бы, всё еще проще, еще очевиднее, но совершенно другой эффект! Приятная неожиданность, что и говорить. Я больше скажу: во многом благодаря ему фильм смотрелся более-менее легко - в нем была жизнь, что ли. А потом всё оборвалось. И зашло в тупик.
Замахивается человек на что-то глобальное, а не получается у него. И, самое интерсеное, что результат его усилий вообще никому не нужен: ни тем, кому хотел, не угодил, ни этим, кого "не замечал", не люб. Не позавидуешь. Чем не "Изгнание"?!
Интересно,а сколько фильмов автор "zherebil" посмотрел(а)в своей жизни? Сколько ему(ей)лет? Чтобы понять столь категоричное заявление.Просто,честное слово,за "Броненосец "Потемкин" обидно...
Zherebil,спасибо Вам за поддержку моего однофамильца!Он с момента показа картины на кинофестивале и до настоящего времени пребывает в творческой (да и не только в творческой) депрессии.Никакого интереса ни к нему,ни к его второй картине.Вспомните,что творилось после выхода на экраны его "Возвращения".Еще раз спасибо!
Уважаемый pompey, Вас можно поздравить.Вы ПОНИМАЕТЕ этот фильм (не творчество режиссера вообще) Звягинцева.В отличие от тех,кто смотрел эту картину в фестивальном зале Канн,включая членов жюри (не последних людей,я думаю,в мире кино).Тем не менее,браво режиссеру уже за то,что он смог своим фильмом достучаться до ПОНИМАНИЯ хотя бы одного зрителя!P.S.Для сведения:после кинофестиваля мировая кинопресса (не знаю,в какой степени Вы владеете языками,чтобы убедиться самостоятельно)поставила картине (Звягинцеву)единодушный приговор:художественный провал.
Единственное место, меня немного удивившее, это как раз монолог героини в концовке. Как мне кажется, это немного лишнее. И из-за этого монолога кино многим наверное кажется немного затянутым. На самом деле мастерство Звягинцева и состоит в том, что его сцены, камера, лица героев, ракурсы сами Все говорят. И слова используются редко. Но как я чувствую, фильм этот про меня, значит я ПОНИМАЮ! (смайл моим оппонентам). Думая о фильме,почему-то возникла еще в уме аналогия "Необратимости" с Белуччи. Чем-то напомнило.
Мне фильм в целом понравился.И я знаю почему.Он снят в стиле А.Тарковского,а фильмы последнего,его манеру творчества,киноязык я очень люблю.Картина,насколько это получилось возможным,утолила мою
ностальгию по великому режиссеру.Но по этой же причине разочаровал режиссер А.Звягинцев.Где же самобытность творчества мастера,которой мы (и не только мы) восхищались после выхода его "Возвращения"? Незаметно(незаметно ли?)для себя он перешел тонкую грань между собственной неповторимой индивидуальностью в творчестве и копированием (пусть и не без таланта) творчества другого художника (Тарковского).Не вижу смысла развивать эту тему здесь.Но еще об одном хотелось бы добавить.Режиссер публично заявлял,что у него было намерение снять картину таким образом,чтобы зритель не мог (и нужно ли ему вообще этим заниматься?) определить географию места,где происходят события.Идея была такова:такое могло произойти в любом уголке нашей грешной земли.А.Звягинцеву это почти удалось.Почти!В финальных же кадрах фильма появляются женщины,убирающие сено.Они запевают песню.Кто-то мне сказал,что эти кадры сняты в лучших традициях советской "Поднятой целины".А я,как увидел их,не мог отделаться от того ощущения,что вижу рязанские просторы,рязанских баб,песни,хороводы.А за кадром,повторяю,за кадром - "спрятались" знаменитые русские матрешки.Вот такие ассоциации!Вот так неожиданно ломается стилевой орнамент картины.
Мое отношение к данному фильму,неоднозначьное.С одной стороны,потрясающая по красоте натура,фактура,освещение,декорации,блестящая работа оператора,звук.А с другой какой то невнятная идея фильма.Немного насторожили паралелли с Тарковским,в эпизодах с девочкой читающей послание апостола Павла к коринфянам ...Если я говорю языками человеческими и ангельскими....
Оно же звучало из уст Рублева в одноименной картине.И проход камеры с изчезающим из поля зрения актером и появляющемся уже с противоположной стороны кадра.Такой прием был применен Тарковским в Солярисе.
Тем не менее,согласен с предыдущим мнением,что Звягинцеву за его картину Возвращение можно простить все.
А разве идеи бывают и "не духовные"?Скорее всего,автор от слишком сильного желания донести свою мысль сверхакцентировал суть термина,выкристаллизовал его внутреннюю сущность.Но-это заметки на полях.В главном-я с ним полностью солидарен.Наверное,в голове талантливого режиссера ответ на "Понимаешь?" главной героини безусловно был,но зрителю эту тайну не раскрыл.Причем,не умышленно.Посчитал,что все понятно.И ошибся,такое случается.Я сам очень расстроился:смотрел фильм,получал наслаждение (пусть и ловил себя на том,что Звягинцев в некоторых сценах именно в этом фильме и "косил"-извините за сленг - под Тарковского.Но это лично мое восприятие,никому его не навязываю)и вот - бац!эта сцена - вместо того,чтобы не на что не отвлекаясь, продолжать смотреть картину,из головы не выходило:"Что Вера имела в виду? И почему так мучилась от непонимания других "этого",прежде всего Александра?".Ведь весь конфликт героев в этой картине из-за "этого".Все впечатление от фильма- насмарку.P.S.Тем не менее,продолжаю быть поклонником таланта Звягинцева.Его "Возвращение" позволяет многое простить незаурядному режиссеру.
Один из авторов форума ("pompey") сокрушается:"Вызывают удивление критики,так прохладно встретившие этот ФИЛЬМ".Сокрушаются,но уже от неведения,и миллионы зрителей.В главнейшей,с точки зрения понимания идеи, в т.ч. духовной, фильма сцене ( "краеугольном камне" картины ) главная героиня Вера говорит Роберту:"Наши дети-это же не только наши дети.Точно так же как мы - дети не только наших родителей".И,продолжая, спрашивает его:"Понимаешь?".Роберт не нашел,что ответить на это.Как писала каннская кинофестивальная пресса:многие зрители в зале даже кричали:"Не понимаем!".Если одной фразой охарактеризовать реакцию жюри фестиваля и маститых кинокритиков на ту же сцену фильма,то следует повториться:"Не понимаем!".А ведь это ключевой момент картины по замыслу авторов.Очень люблю "Возвращение" Звягинцева.Не перестаю восторгаться этим произведением.Посмотрел на днях на DVD "Изгнание"."Не понимаю!"-закричал я,когда фильм закончился.Оглянулся вокруг,но в квартире я был только один.Зачем тогда кричал...? Не понимаю.
Это произведение искусства (именно так, ибо просто фильмом назвать работу Звягинцева язык не поворачивается) родило в моей голове одну печальную истину: КОГДА УХОДИТ ЛЮБОВЬ - ПРИХОДИТ СМЕРТЬ...
P.S. Аффтар, снимай исчо, очень шдем.
Романофф, это Священное Писание - Первое пслание св. апостола Павла к Коринфянам, глава 13, стихи 1-7.
Добавлю ещё одну параллель: в фильме Ф. Копполы "Крёстный отец" (первом, о продолжениях и говорить не хочется) есть сопоставление: крещение ребёнка, над купелью звучат слова: "Отрекаешься ли от сатаны, от всей злобы его, от всех дел его?" - и крёстный отец (в буквальном смысле этого слова!) - главнй герой - произносит за младенца: "Отрекаюсь!" - а в это время его подручные убивают, убивают, убивают... А здесь: дети (в гостях) складывают пазл - "Благовещение", весть о рождении Младенца Христа, - а в это время готовится убийство другого младенца - в утробе матери...
Аллюзии и прямые ссылки на Тарковского непривычны, однако ностальгия по фильмам мастера сильнее, поэтому в кайф, правда вода у Тарковского в кадре сильнее, зловещее, а тут чувствуется Европа, но тоже тяжко. Отдельное спасибо за столь редкие в наше полудебильное американоподобное время длинные, тянущиеся кадры, когда можно подумать самому, а не только тупо потреблять. Кроме того монолог ребёнка про любовь, забыл, какого святого слова цитируются - направляют мысль понимания фильма в религиозную сферу - на мой взгляд, самый религиозный фильм, на уровне "Острова" Лунгина.
Сумасшедший фильм!!! Часто важно не что говорят или показывают, а как. Это тот случай. Когда смотришь и понимаешь что это фильм про тебя. У меня также с Возвращение было. Лавроненко очень трудная роль. Балуев - блестяще! Съемки, музыка, ритм ошеломляющие! Вызывают удивление критики, так прохладно встретившие этот ФИЛЬМ. Видимо румынам надо тоже дать. Диверсификация.
Ни хрена не понял. Чего с мужиком то в конце случилось? Он его убил? Или чего?
Почему в начале показывают раненого Балуева? ЧТо за бред? Блин, ожидал от Звягинцева что-то вроде "Возвращения", а лишь напрасно потратил 2.5 часа
Общий RSS-поток отзывов - http://www.kinoexpert.ru/allblog_rss.aspВнимание: если Вы заметили какие-нибудь неточности или у Вас есть какие-либо дополнения о фильме `Изгнание` - то вам сюда.