Краткое содержание: Достаточно было первого обмана со стороны близкого человека - и студентка института, всегда уверенная в себе, потеряла душевное равновесие: появилась подозрительность к словам и жестам каждого. Учеба перестала приносить радость открытий. Вера бросила институт и с маленькой дочкой уехала в деревню, где ее никто не знал. Вскоре у нее появился новый друг - учитель соседней школы Алексей Николаевич, который смог вернуть утраченную надежду на счастье...
Самый нежный советский фильм, из тех что я видела. Практически никакого конфликта, никакой проблематики, да и сюжета. Эта картина сравнима с японской поэзией (томик которой лежит на столе героини). Чудная Людмила Марченко, очень трогательная. И.Смоктуновский – великий актер, здесь он очень мягкий, добрый и немного чудаковатый. Прелестное дитя, веселое и подвижное. Сцену с ходунками я посмотрела раз десять! У фильма есть свое настроение, какая то тихая мелодия, берущая за душу.
Учитель математики Смоктуновский с харизмой Циолковского и Лобачевского. Чувствуете ли Вы этот интеллигентный посыл её величества математики на природе среди берез и дорог России? Остроградский, Ковалевская. Их величества Теории, Алгебры, Геометрии, выведшие Россию в Космос и дороги, тропинки - Камо Грядеши, Господи? "Ремесло
Поставил я подножием искусству:
Я сделался ремесленник: перстам
Придал послушную, сухую беглость
И верность уху. Звуки умертвив,
Музыку я разъял, как труп. Поверил
Я алгеброй гармонию. Тогда
Уже дерзнул, в науке искушенный,
Предаться неге творческой мечты." - А.С. Пушкин "Моцарт и Сальери". Вот где оказывается Смоктуновский обрел себя как актёр - в этом милом фильме "До будущей весны" 1961 года. Уже в 1962 году он сыграл Моцарта в фильме "Моцарт и Сальери", в 1972 году - Циолковского "Укрощение огня". А в 1980 году Сальери - "Маленькие трагедии". И весь этот диапазон заложен в его герое учителе математики 1961 года. А почему? Потому что образ учителя математики - это Иисус Христос, это его Крестный Путь к Голгофе. Вот так играли Советские актёры! И простая учительница начальной школы, уехавшая в село с ребенком от предательства и обмана - это образ Марии Магдалены. И от Марии Магдалены образ Веры Николаевны восходит к Ленинградским аллюзиям революции, уведшей Россию в новую историю - там же в Ленинграде обитает патентовед Вера "Дневной поезд" 1976 год, к которой едет сверять свои жизненные часы московский инженер. Людмила Марченко сыграла обиженную, потерявшую ВЕРУ ипостась России, ту самую, что проявилась в казалось бы в проходном, но таком важном образе обиженной ленинградской Бедной Лизы почтальона, что получает подачки в виде одежды для внуков в фильме "Вам и не снилось" 1981 года - Любовь Соколова и Татьяна Пельтцер. А вы говорите Советское кино. Советское кино пропитано Библейскими, классическими, языческими символами, оно есть гремучая смесь, оно набухает гормонами, оно посылает сигналы городу и Миру, оно проповедует. Оно ведет по деревенской дороге. "Судьба твоя — Россия,
Над речкою ветла…
Смоленская дорога,
Что к звёздам привела." - Н. Добронравов.
"До будущей весны" 1961 года - редкий фильм по своему внутреннему потенциалу. Обиженная, обманутая молодая женшина с ребенком приезжает в деревню, чтобы жить при школе и учить детей. А школа маленькая - она там единственная учительница. Ребенок плачет - в классе слышно, и она убегает в комнату понянчить ребенка, а класс сидит тихо, понимает. Молодая ленинградка, читающая японских поэтов, и грезящая о ленинградском балете. Ну чем не учительница Левченко, слушающая Рахманинова по радио среди рабочего поселка. Но там учительница щеголяла перед сталеваром, а тут в деревне молодой учительнице довелось встретиться с сельским интеллигентом учителем-математики в исполнении Смоктуновского. И всё равно он удивлен и поражен - Японская поэзия не хухры-мухры себе, даже если и курс пед. института не закончен, что позволяло работать в начальной школе только. Фильм довольно ограничен в персонажах - нет тебе тут ни председателя, ни агронома, ни счетовода, ни бригады колхозников. Колхозники обозначены в лице одной молодой пары, да одного-двух стариков. Основное действо происходит между молодой учительницей и местным Циолковским, то есть Смоктуновским, то есть местным учителем математики, что работает в соседнем селе, где есть средняя школа. И действо это заключено в возвращении ВЕРЫ, чему способствует и имя героини - Вера Николаевна. Это уже в коллекцию моих Вер - каждая из которых как нимфы или весталки служат делу ВЕРЫ. Данная Вера олицетворяет потерянную ВЕРУ в людей и её возврат через встречу с местным Смоктуновским, который напрямую олицетворяет собой свою фамилию - аллюзии на смоковницу, она же инжир, она же фига. Из фиговых листов, они же листья смоковницы, Адам и Ева сделали себе одежду. Учительница закрыла свою душу на все пуговицы и как тот воробышек боится людей. "Дика, печальна, молчалива, как лань лесная боязлива" - вот, кто должен играть Татьяну Ларину. Людмила Марченко выплескивала на экран столько женских гормонов, по которым плакал Маматков Петр, оплакивая совсем другую актрису из "Города грехов" Бриттани Мерфи. И вот тут надо сказать в фильме "До будушей весны" произошло знаменательное событие - такой сугубо интеллектуальный, рефлексирующего психотипа актёр Иннокентий Смоктуновский предстал тем, кто ввел в берега этот набор женских гормонов, как часто используют это сочетание для оперной дивы Кариты Маттилы. Играть в паре с женщиной, которая вся трепещет и состоит из сплошных гормонов - это испытание для мужчины-актёра. И Смоктуновский тут показал актёрский класс - оставаясь интеллигентом, который кажется вот-вот заговорит "Быть или не быть", он стал мужиком - костистым, размашистым. И как он её отчитал в конце фильма, когда она собралась уезжать, как она покорно повернула за ним - это незабываемый мужской почерк актёра. И тут странное дело. Что-то мне сильно напоминает этот фильм. Уж не самого ли Иисуса Христа? Фильм создает навязчивую аллюзию на вопрос Камо грядеши - Quo vadis, Domine?. Учитель, приходивший по той одинокой единственной дороге в школу к учительнице, дорога от пристани, по которой он ушел, по сути дела прокляв её, как Христос проклял сухую смоковницу, не приносящую плоды, и Вера, последовавшая за ним по этой дороге. Вот так простой Советский фильм "До будущей весны" 1961 года об учителях воплотил удивительную Пасхальную весеннюю метафору О Христе и его учениках. И неисповедимыми Господними путями вплел в себя аллюзию на провинциального интеллигента Циолковского. Видимо действительно страна была беременна космосом. Помните этот фильм 2005 года "Космос как предчувствие"? Вот так от деревенской дороги учителя математики в фильме 1961 года к космосу. Это Вам не депрессивная семейная жизнь врача отряда космонавтов в "Бумажном солдате" 2008 года. Смоктуновский на этой деревенской дороге протоптал тропу в космос. Камо грядеши? Quo vadis, Domine?
Советское кино балансировало как эквилибрист на странной теме: крестьянство на фоне пролетарской революции. Как писал когда-то Аббаси: "Отблестали зори Давыдова и Нагульнова". Рабочий 25-тысячник приезжает в деревню и рассказывает как надо жить. Ну это мы знаем, ведь революция-то пролетарская. Деревня встала по стойке смирно перед городом, побузив в фильме "Коммунист". Но жена кулака ушла к коммунисту и на этом закончилась буза. А то ещё одна жена ушла от мужика-хуторянина в коммуну. Скучно ей там на хуторе. Фильм "С тобой и без тебя" Родиона Нахапетова. С тех пор заблестали зори колхозников и уже к ним ехали горожане сверять свои жизненные часы. "Калина Красная" - пахать на тракторе, Людмила Марченко в фильме "Отчий дом" - у городской девчонки находится мать в деревне и она едет к ней, да там и остается учительствовать. А-то вот в фильме "Мачеха" деревенская семья удочерила девочку после смерти матери - ленинградки, осевшей где-то на Урале то ли после эвакуации, то ли после ссылки. Деревня стала притягивать к себе и нашла своё место в пролетарском гос-ве, где блистали зори Нагульнова и Давыдова. Героини Гундаревой - все как один на стыке города и деревни. Фильм "Здравствуй и прошай" вообще клубок этой самой деревенско-городской проблемы. И героиня Елены Драпеко мать-одиночка возвращается в деревню, нахлебавшись неуютной жизни со своим суженным, которому ещё ох как хочется погулять по свету, и в конце пути он приезжает к ней в деревню. Ну что я Вам буду пересказывать сюжет "Безотцовщины" самой что ни есть мелодрамы 1976 года. Валентин Зубков, привлекший своей мужской харизмой юную учительницу в деревню в фильме "Отчий дом", в другом фильме "Половодье" режиссера Искры Бабич 1962 года мешает своей молодой жене Герою Соц. Труда трудиться в колхозе. Город и деревня на долгие годы были благодатной темой Советского кино. На этой ниве создавались шедевры. Фильм "Меж высоких хлебов" оказывается 1970 года и Леонову уже 44 года, а кажется вот они 40-50-ые во всей красе своих кубанских казаков. Рабоче-крестьянская тема на стыке города и деревни определяла лицо Советского кино. Кажется вот оно про людей, а приглядишься внимательнее и во всей красе проблемы зорей в деревне. А уж приезд молодой специалистки женского полу или специалиста мужеского полу так это самое что ни на есть благодатное. Тут и "Коллеги", и "Дело было в Пенькове", и "До будущей весны" 1960 года, и "Приезжая", "Командировка" 1961 года с Олегом Ефремовым. Так что приезд участкового в "Здравствуй и прощай" в деревню не первый у Олега Ефремова. Да и те же "Три тополя на Плющихе" - что это как не очарование деревней таксиста и попытка привить деревенскую простодушную культуру к веточке Москвы, чтобы и она начала плодоносить теми же плодами, что и деревенская женщина Нюра. Всё про город да деревню. В подсознания она тема эта у Советского кино. Не то что теперь, кино всё норовит ущипнуть побольнее, обидеть деревенского мужика да бабу. Тот же фильм "Артефакт" - разлегся молодой дервенский парень на дороге, симулирует несчастный случай на дороге к капитализму. Это у режиссёра Андрея Соколова от опыта съёмок в фильме "Маленькая Вера" - уж больно рабочий мужик-шофер поспорил с ним сильно там. Вот так и переплетается всё в кино. Ключ уронили или положили там на сундук-чемодан да забыли, где лежит, ищем, да найти не можем. Не суждено встретиться у "Трёх Тополей" на Плющихе - так кафешка называлась у дома, где Нюра остановилась.
Общий RSS-поток отзывов - http://www.kinoexpert.ru/allblog_rss.aspВнимание: если Вы заметили какие-нибудь неточности или у Вас есть какие-либо дополнения о фильме `До будущей весны` - то вам сюда.