Горькая ягода СССР
 >>  |  Студия |
 >>  |  Год |
 >>  |  Жанр |
 >>  |  Длит. |
Узбекфильм
| 1975 | Мелодрама | 65 |
В ролях: Бекзод Хамраев (...Эркин), Шахида Гафурова, Шахназ Бурханова, Баба Аннанов (...отец Лали).
Режиссер: Камара Камалова.
Сценарий: Ярослав Филиппов. Награды и примечания: Спец. диплом жюри по разделу детских фильмов, диплом за успешный дебют (К.Камалова) МКФ в Москве—77; Приз «Серебряная Нефертити» МКФ в Каире—77; Премия Ленинского комсомола (1983, режиссер К.Камалова за фильмы: «Горькая ягода», «Чужое счастье», «Завтра выйдешь?»). Краткое содержание: Эта вроде бы непритязательная лента остается в памяти как одно из самых поэтичных и удивительно нежных впечатлений от безвозвратно исчезнувшего многонационального советского кино. «Узбекская школа», представленная именами Эльера Ишмухамедова, Али Хамраева и Равиля Батырова, вообще была склонна к поэтизации реальности, причем и в ее повседневных проявлениях, когда будто не происходит ничего особенного — просто течет жизнь, но эта текучесть и неповторимость каждого мгновения представляет особое очарование. Вот и их коллега Камара Камалова, поздно дебютировавшая в игровом кинематографе, используя сценарий опытного российского автора Ярослава Филиппова, прежде всего восхищает в своей первой работе именно тонкой вязью неуловимых настроений и переживаний. Лето, каникулы, мечтательная и доверчивая девочка Наргиз, которая в свои 13 лет испытывает и первую влюбленность, и первые разочарования — в этом действительно есть неизъяснимая поэзия, невысказанная первозданность чувств, что как раз можно лишь запечатлеть тактичной и неназойливой кинокамерой, передать благодаря пейзажам и портретам, уловить саму атмосферу, невидимый воздух изменчивого мира и столь же неподвластное взору превращение, происходящее в душе маленькой женщины. А еще есть не менее бурные (хотя и спрятанные внутри), ревнующе-восторженные или сострадательно-печальные — в зависимости от ситуации — переживания более юной, девятилетней Лали, которая пока не вошла в период девичества, но страстно желает во всем подражать своей старшей подруге и все-таки по-детски, даже излишне привязчиво следует повсюду за ней, мешая остаться в одиночестве и в то же время спасая от него. Не так ли и само детство, дежурно объявленное счастливой порой, детьми ощущается как что-то, не дающее им побыстрее стать взрослыми, а уже потом, после последнего школьного звонка, воспринимается не без спасительной ностальгии. Вот почему и название фильма становится поэтической метафорой этого «трудного возраста», когда впервые приходится прощаться с детством. Последние обновленее: 30.09.2007 12:09:43 |