Награды и примечания: Первая роль в кино Михаила Кононова (Витька).
Прокат - 22.4 млн. зрителей.
Краткое содержание: В каждом колхозе обязательно найдется 'летописец'. В кубанском колхозе таким летописцем был Лукьянюк. Именно его писанина о том, что телятница Лиза моет молоком лицо, попала на страницы районной газеты. Честная и трудолюбивая девушка нашла защиту у парторга, а потом за чуткость и смелость полюбила его. Но парторг женат, имеет сына. И чтобы не причинять боль любимому человеку, Лиза покидает колхоз.
По-моему, драма не из чего. Если любил бы парторг девушку по-настоящему, то развелся бы и женился на ней. Если не любил, как и показано в фильме, то драма только бедной девушки, полюбившей нерешительного и нелюбящего ее человека. А по поводу ребенка, то что обязательно бросать его? Сейчас вообще детей мужики своих бросают, даже алименты не платят, и никого не смущает. Брошенные жены после этого ищут дураков, которые будут содержать ее и ее ребенка. Примерно тоже самое в фильме "Битва в пути", и там же в роли любовницы та же Фатеева. Уж прямо в советские времена разводов не было, были. Дело только в том, что не любил парторг девушку, так побегал на стороне, развлекся. Налаженный быт бросать не хотел.
Читая отзывы на этот фильм,вспомнил одно изречение: "Рассказывая о чём-либо, ты рассказываешь о самом себе".
Для меня этот фильм как глоток свежего воздуха. И мне кажется что Пырьев прежде всего хотел показать красоту души обычных людей, занятых производительным трудом. Оказывается такой труд необходим человеку, чтобы быть по-настоящему красивым и телом, и,главное, душой. Но такой труд признан обществом только при такой политической системе, где нет главенствуещего права на т.н. "частную собственность". Именно при таких условиях честным людям легче бороться со злом, в различных его проявлениях.
Пырьев по сути дела дал системе новые степени свободы, не разрушая её динамики и баланса. Это нечто из области сопротивления материалов. Пафос фильма не в критике общества, а в насыщении формы новым мудрым человеческим содержанием. Великие худжоники не занимаются мелкими дрязгами, они прокладывают путь. Фильм насыщен аллегориями. Как бригадир учит председателя пропалывать поле? "Вот так осторожненько, не торопясь, А ТО ЗА ВАМИ ОДНА ПУСТОШЬ ОСТАНЕТСЯ".
Мне понятен политический пафос предыдущего товарища. Хорошо написал. Но фильм намного сложнее, чем показ разложения общества. И никакое это не РАЗложение, а УСложнение общества. Парторг в конце фильма с честью выходит из положения брошенного любовника - он восходит к вершинам мудрой философии. И в этом он действует синхронно со своей любовницей. Ведь если вдуматься, она действительно уехала не потому, что её вынудили, а потому, что она поняла сложность ситуации и далеко идущие перспективы, что в один прекрасный момент он может её обвинить в своём несчастьи, например, разлуки с сыном. У девушки действительно произошёл поворот в её девичьих мозгах. Она просто элементарно повзрослела. Давайте абстрагируемся от всех этих партийных сложностей - как то - сложностей развода парторга колхоза с женой-учительницей, что влечет за собой возможно и партбилет на стол и отъезд и т.д. Допустим, это чистый лист бумаги вне времени и политики. Разве это так легко развестись с женой и оставить ребёнка? Вспомните французский фильм "Кровавая свадьба" 1972 - другая страна, другой политический строй. И не могут супруги развестись. Просто потому, что это сама по себе психологическая проблема. И они идут на убийство супругов как сомнамбулы, ведомые подсознанием. Так зачем винить строй, политику? Или ещё один французский фильм "Соседка" - в итоге она убила его от невозможности жить вместе и отдельно. Так почему мы отказываем кубанскому казачеству в подобной драме и вплетаем политику? А ведь политика здесь только фон. Он же её не любил, если бы она не соблазнила его, он бы не посмел. А потом он действительно влип как выразился председатель. А теперь расчистив поле любви от политических ангажементов и наносов, вернемся к политике. К чему здесь политика? Что хотел сказать Пырьев назначив главного любовника парторгом? Парторг - это духовная власть общества, почти как батюшка в православном приходе. Вот это и хотел показать Пырьев, что в УСложнённом обществе роль парторга стала сложнее. И несчастная любовь дала ему дополнительные человеческие права на управление людьми. Он стал мудрее. Помните как Архип сказал по поводу девушки-секретаря комсомола - "Несмышлёныш ещё, а уж людьми командует". Недаром парторг в конце фильма призывает комсомольскую богиню тоже влюбиться - делу это помогает. Сводником между знатной Богиней полей и председателем был не парторг, а девушка Лиза. Когда по сути дела сдвинулись отношения между ними с мёртвой точки? Когда знатная полевод стала говорить по душам с Лизой о том, что надо думать, что лучше для любимого человека. Выбор Фатеевой на роль Лизы был нестандартный по моему мнению. Она не совсем похожа на телятницу в смысле привязки к земле. Она скорее неземная женщина, чем казачка. Я думаю, что здесь Пырьев скорее спорит с "Тихим Доном" Шолохова. Григорий Мелехов ушёл из семьи, потом вернулся, потом опять стал встречаться с Аксиньей. Жена умерла, не став рожать ему ребёнка. Метания Григория привели к революции. А почему мы должны отказывать великим художникам в метафорах и аллегориях образов? Пырьев же в своём произведении не даёт замутить воду новой революции. Какую партию разыграла Лиза? Кто такая Лиза? Это метафора страстей человеческих, их бремени. Она любит и соблазняет парторга, она умывает лицо молоком. Она неземная женщина, идея, мечта парторга. Вот это умывание лица молоком - это знак, по которому он узнал её. Дед Архип стал личным конюхом парторга, и она назвала рождённого бычка Архипчиком. Это намек на Богов с Олимпа. Архип и Лиза - это типажи с Олимпа. Эта сцена в телятнике - Архип, Лиза и парторг. Парторга посетили Олимпийские Боги и они несут за него ответственность. Молодая нимфа Лиза. Все эти сцены между парторгом и Лизой - это игрища Богов. Что произошло, когда парторг уехал в командировку? Как разыграли эту карту молодой нимфы? И кто? Председатель и знатный полевод оба прекрасно поняли кто такая Лиза - нимфа, ведьма. Они обращаются с ней как с инородным телом. Они по сути заключают с ней пакт о ненападении. И нимфа отступает. Это действительно её решение, которым она делится со своим напарником по Олимпийском братству Богов - Архипом. Она красиво ушла, усилив по сути дела ДУХ парторга по плану Архипа. Архип не просто конюх парторга, он его телохранитель и проводник в мир опыта и мудрости. И все эти бури в природе - это метафоры игрищ Богов. И кстати молодой парень, не любивший Маяковского, получил аттеста. А это значит, жена парторга одумалась и стала человечнее. В этом и было предназначение появления нимфы Лизы в кубанских степях. Так что не надо лить слёзы по поводу потерянной любви в стиле бразильских сериалов. Это вам Пырьев, а не какой-нибудь сериальный режиссёр. Лучший режиссёр экранизаций Достоевского. Зачем Пырьеву понадобилось по сути дела повторять "Кубанских казаков", почему он всё ещё блуждает в своём художественном мире и всё никак не поженил председателя? "Кубанские казаки" 1949 год - это ясность, заря мира. "Наш общий друг" 1962 год - это УСложнение мира стихий, новый виток развития человека. Это полноценная художественная дилогия. Рождение в муках мудрости руководителя, которое дало толчок целому сонму образов Советских руководителей, почти у каждого из них, будущих парторгов, секретарей, председателей, директоров будет личная боль души, которая будет освящать их путь МУДРОСТЬЮ. Пырьев - это режиссёр, открывший новый путь в кинообразах. Это глыба. Он по сути дела образом парторга Прохора дал шекспировский запал Советскому кино. Пырьев предтеча, Иоанн креститель всего Советского кино последующих лет. Образ Лизы Горловой - это весталка Советского кино, которая своей жертвенностью освящает его крестный путь. Ценность художественных образов не в счастье, а в жертвенности, о чём и толковали Лизе. Лиза становится неосязаемым лирическим гением в умах последующих режиссёров. Помните, какие стихи цитировала девушка (Инна Чурикова) в фильме "Тема": "Лай собаки вдруг слышу раздался и бессонный петух прокричал, Бедный гений в мозгах застучался, сочинять я куплеты начал". И эта ценность страдания, как найденная алхимическая смесь, дошла до умов и душ режиссёров и они начали сочинять. Пырьев по сути дела спас Советское кино от мелодраматических слюней, за что ему великое спасибо. Посмотрите на последующие Советские фильмы - они сильны страстями, мудростью, человеческими судьбами. Свернув с этого крестного пути на примитивные чувства, современные режиссёры пытаются выпутаться и нащупать путь именно Пырьева. В этом сила личности Пырьева.
"Наш общий друг" - просто великолепен. В этом фильме проявился гений Пырьева. Фильм был просто не понят зрителями,и потому не вышел в лидеры проката, но очень хорошо был понят советской бюрократией. По признанию сценариста Логинова, фильм подвергся сокрушительной критике со стороны Хрущева. Посмотрите прежние фильмы Пырьева сталиской поры и сравните с этим фильмом. Вглядитесь в характеры героев фильма, каждого героя, в их мораль и суждения. Вглядитесь в общественные институты (партийная организация, комсомол, пресса, колхоз), Вглядитесь как показал Пырьев труд хрущевской поры, как произошло расслоение людей по характеру труда, по отношению к ценностям. Колхозный офисный планктон и рабочие люди. Лживость, плакатность, безхарактерность, грубость, пьянство, растерянность, самодурство, грязь - вот символы хрущевской эпохи. А как гаденько снята эта "любовь" парторга к телятнице, которы от неумения наладить свою семейную жизнь заводит роман на стороне. А новое отношение к работе. Фильм о разложении советской сталинской жизни - вот о чем Пырьев снял фильм. Вроде бы и люди пляшут и поют, но плакатно и смешно, и закадровый голос, взбодренный музыкой, вещает о миллионах тонн пшеницы и кукурузы, что выглядит совершенно бюрократически. Вроде бы и есть любовная линия двух председателей, чем-то напоминающих председателей из "Кубанских казаков" уже ссорятся по отношению к делу, они не могут решить свою личную жизнь, прибегая к помощи парторга, который выступает как сводня. Фильм оставляет ощущение чего-то гаденького, лживого, разлагающегося. Верно прослужив Сталину, когда страна действительно строилась (когда снимали "Кубанских казаков", которых любят обвинять в "лубке", строить пришлось только ярмарку), Пырьев масетрски отметил лживость наступившей хрущевской бюрократической эпохи, эпоху плаката, растущего количества койко-мест и тонн сахара, эпоху расслоения на ИТР и простых рабочих, эпоху новых моралей, эгоизма, бесхарактерности, безволия.
Ага, такие фильмы за рубеж! Нас бы точно никто не понял. Девушку, которая полюбила, вынудили уехать.Нет человека - нет проблемы.Решили, называется, проблему.
Если бы у наших пропагандистов хватало бы ума именно такие фильмы показывать за рубежом, то наверняка иностранцы были бы в шоке: насколько у советских людей были развиты чувства гражданина и личного достоинства.
Общий RSS-поток отзывов - http://www.kinoexpert.ru/allblog_rss.aspВнимание: если Вы заметили какие-нибудь неточности или у Вас есть какие-либо дополнения о фильме `Наш общий друг` - то вам сюда.