Награды и примечания: "Лучшая актриса" (Ингрид Бергман) - Гильдия Нью-Йоркских кинокритиков (NYFCCA), 1978г.
"Лучшая актриса" (Ингрид Бергман) - Национальное общество кинокритиков США (NSFC) , 1979г.
"Лучший иностранный фильм" - Золотой глобус (США), 1979г.
Краткое содержание: В циклической сонатной форме показана история распада семьи пианистки Шарлотты (Ингрид Бергман) и двух её дочерей, Евы (Лив Ульманн) и Хелен (Лена Найман).
Шарлота, всемирно известная пианистка, только что потеряла Леонарда - человека, с которым жила многие годы. Потрясенная его смертью и оставшаяся в одиночестве, она принимает приглашение своей дочери Евы и приехать к ней в Норвегию погостить в загородном доме. Там ее ждет неприятный сюрприз: кроме Евы, в доме находится и вторая дочь - Хелен, которую Шарлотта некогда поместила в клинику для душевнобольных. Напряженность между Шарлоттой и Евой возрастает, пока однажды ночью они не решаются высказать друг другу все, что накопилось за долгие годы.
О себе или не о себе снимал Бергман этот фильм, квинтессенция любви, в данном случае самой высшей, самой отчаянной любви, - фокус этой картины. Ведь любовь дочери к матери и матери к дочери неоднозначна, сложна и пылка, как никакая другая любовь. Нужно внимательно смотреть фильм(невнимательность Бергман не прощает), для того чтобы это понять. Важно также осознать, что проблема даже не в творчестве Шарлотты, - это, как она сама сказала, ее отдушина, - проблема в том, что и ее тоже не любили родители,и главным образом примечательно мать. Эта замкнутая цепь, где героини такие разные, но и такие похожие, прерывается рождением у Евы сына. Как это ни жестоко, но мальчик обречен был на смерть, дабы положить конец страданиям женщин и помочь Еве научиться любить, хоть и не своего родного ребенка. Таков был замысел режиссера.
Да нет, здесь другое - здесь попытка оправдать родителей-художников, родителей занятых всецело творчеством. И, конкретно, попытка оправдать самого себя (Ингмара Бергмана) перед собственными детьми, попытка объяснить им - КТО ТАКОЙ ХУДОЖНИК (писатель, композитор, музыкант, режиссёр....и т.д.), почему он не занимается своими детьми, почему не уделяет им время....Для этого шведский мастер и актрису пригласил С ТАКОЙ ЖЕ ФАМИЛИЕЙ КАК У НЕГО, чтобы всем понятно было, что он О СЕБЕ ФИЛЬМ СНИМАЕТ......Да, он просит прощения у своих детей. Великие фильмы, шедевры снимает, а взаимопонимания с собственными детьми нет....Так и в фильме - вон как Шарлотта понимает творчество Шопена! Вон как обьяснила своей дочери всё подробно, как какую ноту играть, что в неё польский композитор вложил. "Вот это боль, но она не напоказ, она затаённая..." - объясняет дочери. А боль, которую всегда причиняла ей, всю жизнь - этого она никогда не замечала, не понимала и не чувствовала. А в душе у Евы копилось, копилось. Вот она собралась, решилась и высказала всё матери....Но потом, после её отъезда, поняла что не права (что с них взять, с художников, они же все - в творчестве) и написала ей об этом. Вот о чём фильм....А проблема недолюбленных детей - это уже второй слой фильма, вытекающий из первого.... Можно найти и третий и четвёртый и сто двадцатый, но все они будут второстепенными, не главными.
НЕУМЕНИЕ ЛЮБИТЬ... ПРОБЛЕМА НЕДОЛЮБЛЕННЫХ ДЕТЕЙ. ОНИ НЕСЧАСТНЫ ОТТОГО, ЧТО НЕ УМЕЮТ ПОДАРИТЬ СВОЮ ЛЮБОВЬ НИКОМУ. НО ЖИЗНЬ ДАЁТ ШАНС ВСЕМ...
ОНА УЧИТ ГЛАВНОМУ...ИМЕННО ЭТОМУ УМЕНИЮ.
Общий RSS-поток отзывов - http://www.kinoexpert.ru/allblog_rss.aspВнимание: если Вы заметили какие-нибудь неточности или у Вас есть какие-либо дополнения о фильме `Осенняя соната` - то вам сюда.