****
Полуночник
Краткая критика на кино «Ре-аниматор»
Реж. Стюарт Гордон
Скажите, Вы являетесь поклонником старых ужастиков?
Вам по нраву яркий гротеск?
Вы не задаётесь назойливыми вопросами, отчего отдельная голова от туловища может внятно (с учётом глухого шипения) разговаривать, да ещё угрожать, не имея лёгких?
Вас не коробит вид голых натуралистичных оживлённых мертвецов, нападающих не только по средствам оружия силы плоти, но и с жутким страхом в своём отвратном виде?
Становление Вашего либидо шло во времена молодой Барбары Кремптон?
Если Вы дали однозначные ответы «Да», значит, обязательно смотрите и наслаждайтесь жутиком 1985 года «Ре-аниматор» Стюарта Гордона. Вот Вам мой бесценный совет! При этом, не забыв о стоящих продолжениях: «Невеста Ре-аниматора» и «После Ре-аниматора» Брайана Юзны.
Первым наперво скажу, что данное кино (скорее шедевр той поры, с теми милыми наивными до смеха и слёз клише, коих сейчас не увидеть) проходит перед глазами зрителя на одном дыхании. Просто сущий аттракцион. Нет ни одной затянутой сцены или нудного диалога. Всё выверено, точно по секундам, чтобы развлекать качественным хоррором в ритме нон-стоп.
Клёвый фильм, уж простите за сленг, но иначе не выразить первые чувства после того, как пройдут титры. По-настоящему незатейливо, весело в плане чёрного-чёрного юмора и легко.
Но, давайте, всё же опустим восклицания, попытавшись разложить «по полочкам» выбранного для критики «Ре-аниматора». Во-первых, режиссёром выступает Стюарт Гордон. Его имя известно всем, кто может по праву называть себя поклонником хоррора. А кто ещё не перешёл в «супертяжёлый вес», обязан стремиться отличать руку мастера при виде первых же кадров. Во-вторых, актёрский состав замечателен: Джефри Комбс и Барбара Кремптон. Оба представляют собой великолепные образчики своей стези. Первый (кстати, виртуозно отыгравший столько ролей в ужасах, что, наверное, просто обязан быть занесённым в энциклопедию хоррора. А такая существует?..) истинный мастер передачи поставленной задачи фильма в превосходной мимике; вторая сущая идеальная белокурая крикливая жертва. Сочетание лучше не придумаешь. К тому же ответственный за музыку Ричард Бэнд преподносит отлично подходящий под специфику фильма начальный отрывок, который западает в память в последующем, так же, как это происходит с темами из «Пятница 13-е», «Кошмар на улице Вязов» или скажем из игры «Супер Братья Марио» навечно отложенные в памяти мелодии.
Фильм наполнен гротеском в первооснове, где откровенно преподносятся на суд зрителю или же на умиление сцены со злодеем, как таковым не значимым в доброй половине фильма. Так же не пустуют пенаты съёмочной площадки и от оживлённых мертвецов, сугубо откровенных в гриме. Все понятия Смерти и Жизни переплетаются в сюжете до того тесно, что и сам теряешь подсознательные убеждения разума, поддерживая учёно-одержимые речи персонажа Джефри Комбса. Однако это не является фильмом о зомби, в обычном понимании с ордами зелёномордых выходцев за параллель потустороннего мира гробов и кладбищ. «Ре-аниматор» умелая, весёлая (Вы должны понимать, что в слово «весёлая» я вкладываю суждения о чёрном юморе и только, не подумайте сравнивать этот фильм со, скажем, размоченной дистиллированной водой «Пятница 13-е часть 6: Джейсон жив» Тома Маклоугхлина или «Армия Тьмы» Сэма Рейми; нет, это скорее его крепкие «Зловещие мертвецы 2»), выложенная под современность (под середину восьмидесятых) адаптация остова рассказа Лавкрафта «Герберт Уэст Реаниматор». От литературного создания кино-монстр забрал себе меткий образ Уэста (его и играет Джефри Комбс), его маниакальную тягу к весьма неудачным поспешным попыткам добиться победы Жизни над Смертью во что бы то ни стало. Так же некоторые маловажные аспекты и, пожалуй, всё. Ведь те, кто потянется брать в руки книгу, опешат от не совмещения увиденного и написанного. Так и должно быть, если напомнить о временном промежутке между оригиналом и кино-интерпретацией в приблизительно шесть десятков лет и разнящейся манере повествований. Но я не пытаюсь сравнивать литературу и кино. Никогда одно не встанет на один постамент с другим. У каждого своя дорога.
Так вот, фильм в переизбытке (но не до тошноты) имеет мрачный лейтмотив, гласящий о зловещем тумане загробной жизни, с варварскими инстинктами оживлённых, и не меньше повествует о живых, кто ведёт себя под стать полоумным действиям гулов с разницей, что вторых не влечёт тотальный голод, а колоссальные амбиции.
Лучше всего для более широкого раскрытия общей специфики кино-творения Стюарта Гордона в тандеме с актёрской и другой работой всей съёмочной площадки, стоит затронуть сюжет, что позволит уловить главный нигилизм, движущий рабом науки и собственных амбиций – реаниматором.
В стенах университета Цюриха (в затравке фильма) происходят истошные вопли, как в лечебнице для душевнобольных. Полиция застегает разгар экспериментального действа в кабинете учёного мужа при помощи его подающего надежды младшего помощника – Герберта Уэста. Эксперимент заканчивается фатально и жестоко; нам под «самый занавес» затемнения экрана преподносят зрелище с падающим замертво профессором с взорванными глазными яблоками, после скорой агонии дикой боли… На прощанье Герберт твердит, что он пытался дать жизнь своёму гуру и наставнику в защиту на обвинения.
После грядёт возвращение в старую добрую Америку, в одну из больниц Массачусетса, где трудиться до седьмого пота (в наглядном виде промокшей насквозь робы) молодой медик по имени Дэн, упорно пытаясь вернуть сердцебиение у умершей. Опадая «в осадок», он кое-как находит утешение от встреч с дочкой влиятельного декана Холзи – Мэг, коей является немалой «шишкой» в университете, где и проходит обучение по гранту главный персонаж, попутно практикуя медицину.
Дэн не богат, но счастлив видеть любовь и заботу в глазах любимой Мэг (Барбара Кремптон), и когда к нему в дверь стучится тёмной ночью приехавший из Европы Герберт Уэст, решивший по рекомендации снять комнату, то он безотлагательно соглашается. Его никак не смущают вопросы квартиранта о наличии подвала, не доверительной интуиции любимой и нордический сдержанный вид «сухаря» Уэста. Тем боле, что тот будет посещать один альма-матер с ним.
Минуют дни прений студента-выскочки Уэста с преподавателем и местным хирургом Карлом Хиллом другом декана Холзи теплящим манию по обладанию его дочери, попутно практикующий некий лазер, который способен добираться до определённых участков мозга. И вот одной зловещей ночью Дэн слышит шум снизу; заручившись битой, он спускается в подвал и находит там исцарапанного квартиранта, который шарахается от каждой тени. Происходит забавная схватка с одичавшим котом, коего ждёт незавидная перспектива быть разбитым о стену в броске. Кот умирает. Дэн уверен в его смерти, особенно от достоверного убеждения рук Уэста, который цинично подбрасывает тушку почившего зверя, словно взвешивая пустоты нутра от наличия хрупких крупиц жизни. И тут начинается чудеса, вернее старый добрый хоррор с оживлением мёртвой плоти. Коту вводиться светящийся ядовитосалатовым цветом регенерат из шприца по открытию профессора, чью агонию зритель застиг в завязке фильма. Если бы не сломанный позвоночник, то животное не ограничилось безумным истошным рыком, а набросилось бы снова.
На утро, воодушевлённый увиденным экспериментом Дэн спешит к декану, дабы поделиться своими чувствами, желая получить поддержку настроений Уэста, взахлёб твердящим о победе для всего человечества над порочным законом увядания. Однако натыкается на строгий закостенелый выговор, с угрозой о лишении гранта, то есть единственного средства получить образование.
Ничего не остается, и Дэн проносит в морг под видом очередного трупа одержимого Уэста. Там они находят крепкое тело (ирония состоит в том, что попалась бы им старушонка «божий одуванчик» исход мог стать иным) рослого мужчины в которого вводят регенерат. Ждут, делают записи на диктофон, а попутно в морг врывается разъярённый декан Холзи с дочкой. Вдруг тело оживает. Победа! Но вернувшийся к жизни начинает буянить. Он не поддаётся призывам к разуму, круша всё вокруг, как в морг залетает возмущённый декан. Дальше происходит красочная сцена с убийством и единственно возможным «усмирением» зомби Уэстом. Дэн в растерянности, но верный идеолог служения регенерату уговаривает вколоть раствор свежему трупу декана Холзи, чтобы исправить его кончину. Следом происходит примерное, что и с первым подопытным. И в самый разгар входит Мэг, заставая в говорящей мизансцене троицу. Её и нелепые (наводящие на улыбку) объяснения Уэста перед темнокожим охранником нужно видеть и слышать.
Некоторое следующее далее предстоит опустить без подробностей, дабы, кто не видел, сумел насладиться происходящим; однако стоит затронуть персонаж главного злодея, если таким не выставляется Уэст, в какой-то мере. Хирург и скрытно помешанный на дочери декана Карл Хилл застаёт в подвале с пробами регенерата Уэста. Он угрожает засадить того за бесчеловечные эксперименты, ставя ультиматум для полного права зваться изобретателем регенерата. Загнанный в угол, лишённый детища Уэст нападает на Хилла и лишает его головы при помощи лопаты. Далее неоднозначно посматривая на отдельные части тела и полный шприц, ему приходит в голову идея попробовать его на разрозненных сегментах плоти (кстати, во второй части «Невеста Ре-аниматора» его обуяет целая мания на частях, приводящая к настоящей лавине последствий в конце). И вот голова оживает, Уэст готовит блокнот, чтобы записать первый осмысленный диалог с Того света, как слышит не откровения об аде и рае или поддержке атеистичного верования, а грязную ругань в свой адрес…
Таким образом, и тело начинает жить, вместе с головой. Так происходит становление злодея, вид которого с маскировкой и переносом головы будет вызывать улыбки у зрителей, пожалуй, до самого финала со стычкой в морге, обыгранного тоже превосходно с подчинёнными ожившими трупами при помощи украденного Хиллом регенерата и его лазера, добирающегося до частей мозга, отвечающего за послушание.
Концовку нужно переживать, наблюдая её на экране, поэтому не стоит описывать все последствия и составляющие решающей схватки Уэста, Дэна и похищенной Мэг, после брошенного и принятого вызова к Хиллу. К тому же, как я уже написал выше, данное кино является, чем-то вроде аттракциона, где, не покатавшись, не удастся ощутить весь азарт.
Кино «слеплено» однозначно в самых лучших традициях былых времён со всеми подходами к хоррору с доброй долей чёрного юмора, чтобы зритель мог ставить его в ранг классики жанра и любить с первого кадра до последнего.
Всё написанное выше является сугубо субъективным мнением, не всегда совпадающим с воззрениями окружающих и не старающимся этого достичь.
Заблаговременно хочу выразить, что автор сей краткой статьи ни в коем случае не призывает абсолютно никого на какие-либо акты насилия, жестокости или вандализма, так как твёрдо считает, что всё показанное на экране, тем и хорошо, что оно остаётся там, дабы мы могли получать визуальную разрядку подсознательных инстинктивных эмоций, не затрагивая чувства окружающих.
Если Вам понравилась данная статья и у Вас есть суждения на её счёт или были найдены какие-либо неточности с моей стороны, то всегда буду рад получить отзыв. Заранее благодарен.
Полуночник
****
Автор: Полуночник[21.09.2011, IP: 212.154.203.220] |