Я должен сказать, что очень грамотный сценарий и грамотная безупречная режиссура на таком материале, где поджидают подводные камни смысла и необходима увязка, как впрочем и везде. Но здесь режиссёр великолепно справился с заведомо китчевым сценарием. Этот фильм есть многослойный пирог, скорее многоэтажка, что и соответсвует модели микрорайна. Фильм занялся глубоким бурением всех слоёв общества, прошёлся по всем этажам этой вавилонской башни. Как мы знаем Вавилонская Башня была разрушена. Здесь же в сценарии поставлена задача проверить башню на прочность. Как часто подчёркивается в 5-ой серии - проверка теории прочности на прочность. Теория прочности - это конечно же социальная теория, как ни прятали её за некоей технической теорией материаловедения. В 5-ой серии подчёркивается, что на неё учёный пратил 15 лет жизни. Что такое 15 лет в 1976 году? Это 1960-61 годы. То есть некая привязка к шестидесятникам, а также к знаменитому желанию Хрущёва показать "кузькину мать" Америке. Эту знаменитую фразу Хрущёв сказал в 1959 году. Итак это по сути дела итог 15-летнего показа "кузькиной матери" Америке. При усилении нагрузок система, некое "изделие" выдержало. Что же это за НАГРУЗКИ? Конечно же политические нагрузки на СССР. И более того этим нагрузкам в увертюрной песне к сериям придаётся исторический ракурс, связанный с евраазиатским положением России. То есть фильм берёт довольно высокую степень абстракции и экстраполяции истории. И микрорайон на самом деле модель уже МАКРО-района. И со всей этой глыбой режиссёр удивительным образом справился, он держит мысль до конца, как держат удар боксёры. И конечно же великолепные актёры. Играют удивительно выдержано, в хорошем тонусе без передавливания. Фильма берётся за вопросы разрыва между интеллигенцией и рабочим классом, между высоким искусством и искусством для народа, проблемы в семье, разрыв в образовательном цензе, всё это разбавлено любовными проблемами. И конец оптимистичен - все проблемы решаемы, нет глобальных, классовых противоречий в системе.
Фраза "Шекспир, Гамлет и ЖЭК - это несовместимые понятия" - эта фраза посрамлена. Народ встал на защиту и Шекспира, и Гамлета, и учёного и всех, всех, всех. Общество идёт семимильными шагами к коммунизму. Девушка Ира утверждает, что Гамлет это и есть наше дело, "ну неужели человек должен заниматься только своей профессией, а мы ещё хотим писать музыку, сочинять стихи и ставить спектакли сами". Это и есть формула коммунизма. "Главное чтобы был толчок первый, а он у нас есть" - этот фильм и был первый толчок. Вот такой замечательный фильм вышел в эпоху застоя, как сейчас любят называть это время. По фильму разбросаны социально-политические фразы, замаскированные под житейскую философию: "Дом надо строить как-то по-другому, по-новому". Ну и конечно, на вечере в институте смешались все классы и сословия в культурном отдыхе и рассуждениях о жизни. Герой Караченцева техник-смотритель вот так определяет этот разброс сословий: "От подсобника до научно-технического места в жизни". Интересно, что научно-техническое место в жизни считалось высшим достижением в этой самой жизни. Даже не буду упоминать всуе, а что теперь мы имеем в смысле высших приоритетов. И вот я всё ждал как они выберутся из этого громадья китча умиления, всеобщей дружбы. Помогла та же прочность. Броневой сказал речь: "Мы все ищем стабильности, прочности нашего существования" И это ещё одно неожиданное открытие фильма. Оказывается то была не эпоха застоя, а эпоха стабильности прочности нашего существования. И с этим я пожалуй соглашусь. И вообще последняя сцена насыщена речами, но даже с этим справились актёры и режиссёр.
Итак вторая серия продолжает раскрепощать народ в обшении между собой и населять пространство фильма новыми персонажами. Персонажи успешно справляются с разницей в статусе, положении, образовательном уровне. Некий странный слоёный торт. Дело сладкой женшины-шоколадницы живёт и побеждает. "Веками числилась окраиной моя родная сторона" - это слова из песни-преамбулы фильма. И микрорайон на окраине города. И получается, что микрорайон - это и есть микро-модель СССР евраазиатского гос-ва. Маоловата, конечно, метафора. Но с другой стороны охвачены все классы, все этажи. Девушка шоколадница Ира живет на 5-ом этаже. На 17 этаже живут член-корреспондент Академии наук и работник мясокомбината. И лифт барахлит периодически из-за ошибки в монтаже. А в драмкружке при ЖЭКе преподает Марис Лиепа. Ну это вообще находка. Искусство стремится в народ по завету Ленина быть близким народу. И девушка-шоколадница как бабочка-шоколадница витает над миром и сводит разные компании людей, успевая за вечер побывать везде. 1976 год - только что отметили 30 лет Победы и ещё молоды ветераны, им есть что рассказать и они влияют на жизнь.
И вот когда я нашёл этот конец ниточки, за который можно зацепиться, я нашёл в себе силы смотреть дальше. И уже начало второй серии с этой пресловутой песней техника-смотрителя дома мне показалось философским. Молодой парень выступает в роли некоего умудрённого жизнью посланца Божьего, ангела-хранителя, смотрителя дома. Эта умудрённость жизнью молодого человека кажется нарочитой и в то же время навевает эдакий модный застойный сплин. Вслушайтесь в эти слова: "Многоэтажная окраина плывёт по лунным небесам.... я на краю степи и города, Земли и неба на краю" Ну прям странник какой-то, прогрессор, архангел. И потом мощный политический куплет про великую, красивую страну в круговороте всех веков. "Весь мир спасала от насилия, от злых набегов чужаков" - намек на евраазиатское расположение СССР. "Весь мир спасала от отчаиния и не боялась ничего... Отчизна сердца моего..." Не слишком ли пафосно для обыкновенного бытового сериала о жизни микрорайона? Пафос так сказать подогревает повседневную жизнь. Смотрим дальше.
Итак официальный вывод первой серии - люди не могут быть чужими. Психологическая боязнь быть чужими. Прошёл день, который свёл вместе члена-корреспондента Академии наук с девушкой-рабочей и вот они стоят на крыше высотки, под ночными звёздами и философствуют о жизни. Учёный о своём, девушка о своём. И девушка выводит разговор на боязнь этого нового дома, потому что в старом доме все были свои, а здесь все чужие. Фрейдистская боязнь быть чужой. И Учёный говорит, что да люди могут быть чужими. Ира Агашина с шоколадной фарбрики знакомится с учёным, которого бросила жена. Почти история Сладкой женшины Ани Доброхотовой и Тихона того же 1976 года. Как плотно всё во времени расположилось. Ну а раз так, то фильм получается политическим, ловящим некие флюиды в воздухе застоя. А может и навевающий эти флюиды. Есть такая мысль, что кино вообще не отражало застой, а навевало этот застой, как запускают ядовитый газ в помещение. И вот мы наблюдаем в этом социальном фильме, как ткётся замысловатое полотно жизни. И когда парень-техник-смотритель в исполнении Караченцова дома говорит, что строители что-то напутали в монтаже лифта, то прямо мороз по коже. Ведь вот она прямая метафора нашего политического устройства, нашего родного социализма и какой-то червоточины, исходящей от основного плана монтажа. ведь лифт по идее должен поднимать наверх, а он не работает. И член-корреспондент, пребывающий в депрессии, в таком сплине чувств уже кажется неким Фаустом на закате своих дней, получившим от жизни, а может из рук Мефистофеля когда-то энергию, идеи.
Фильм начинается исполнением романтичной долгой песни под гитару Караченцевым на красном фоне. Довольно яркое начало, навевающее мысль, что сейчас начнется романтическая легитимизяция микрорайона. И действительно началось. Помнится в фильме "Когда наступает сентябрь" 1975 года приезжий дед из Армении в исполнении Джигарханяна зазывал всех соседей на шашлык, который он жарил на балконе. И таким зазывом как бы сполочал жильцов в стиле одесских, арманских, грузинских двориков. Тема безликости микрорайонов зазвучала в фильме "Ирония судьбы" 1975 года и нашла отклик в сердцах зрителей. И эта тема открыла целое направление в кино - поиски потерянной личности микрорайонов. Обезличивание микрорайонов и их жильцов стало государственной проблемой. То есть гос-во окормляло такие скопления народа. Отголоски этого можно видеть и в фильме "Белые росы" - как из деревни, где каждый имеет свою личность, субъективность, человечность, люди переезжают в однотиповые квартиры. Как они боятся таких перездов, справедливо полагая, что изменится уклад жизни в сторону потери человечности. Как эти однотиповые квартиры все-таки населяются человеческой душой через первое сватовство и свадьбу. Это фильм "Белые росы" 1983 года. Ну а пока я смотрю сериал "В одном микрорайоне" 1976 года. Буду передавать сводки с полей :))
Хорошие воспоминания оставил данный телепрект,в то время их было мало,но они отличались от теперешних сериалов,в них было что то от нас самих,живших в таких же новостройках,тема была актуальной,да и актеры тграли гораздо лучше,чем теперь,да и это была наша молодость-лучшее время,когда все живы и здоровы...
А у меня совсем иное мнение - замечательный телеспектакль! По сравнению с "День за днём", здесь съёмки в цвете, значительно сильнее сам сюжет, его драматургия, характеры персонажей. Интересное музыкальное сопровождение, плавно и логично меняющееся от серии к серии. Сильнейший актёрский состав: Ирина Акулова, Ирина Мирошниченко, Татьяна Лаврова, Никита Подгорный, Леонид Броневой... Превосходная операторская работа, много крупных планов. Да и просто очень интересный телеспектакль, реально переживаешь за главных героев...и ощущение после просмотра каждой серии, что ты прикоснулся к Настоящему Искусству, красивому и честному. В качестве подтверждения моих слов, на ютубе выложен десятиминутный клип - в поиске введите название этого телеспектакля.
Кроме Ирины Акуловой в этом "шедевре" режиссера Всеволода Шиловского заняты очень хорошие актеры: Никита Подгорный, Леонид Броневой, Ирина Мирошниченко, Николай Караченцов, Роман Филиппов, Анатолий Ромашин, Татьяна Лаврова, Лилия Евстигнеева и многие другие. Специальное появление на экране Мариса Лиепы в роли звезды балеты Берзиня, который решил в жэковском драмкружке поставить "Гамлета" силами жильцов, но плавно перешел на "Ромео и Джульетту". Фильм просто чудовищно плохой, но он был снят по следам успеха телесериала Шиловского "День за днем". Смотреть можно разве что из чувства ностальгии по высоткам 1970-х и жизни в них (хотя то, что изображается в фильмах, имеет мало общего с действительностью).
Автор: [21.11.2008, IP: 93.92.137.113]
Общий RSS-поток отзывов - http://www.kinoexpert.ru/allblog_rss.aspВнимание: если Вы заметили какие-нибудь неточности или у Вас есть какие-либо дополнения о фильме `В одном микрорайоне` - то вам сюда.